Баширов: Белорусская оппозиция не сможет выйти из повестки Лукашенко

Баширов: Белорусская оппозиция не сможет выйти из повестки Лукашенко
Марат Баширов Марат Баширов политологМарат Баширов

Марат Баширов

политологМарат Баширов

Представители белорусской оппозиции создали две организации: Координационный совет и «Фронт национального спасения». О формировании Фронта заявил несостоявшийся кандидат в президенты Валерий Цепкало, пояснив, что структура будет являться аналогом правительства в изгнании. Светлана Тихановская, считающая себя победительницей выборов, создала Координационный совет для обеспечения передачи власти.

В понедельник, 17 августа, Ольга Ковалькова, доверенное лицо Тихановской, опубликовала состав этого совета на своей странице в Facebook. В него вошли 36 человек, среди которых — лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, глава правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, участница «женского трио» оппозиции Мария Колесникова и главный редактор сайта «Белорусский партизан» Светлана Калинкина.

«Координационный совет формирует переговорную группу, которая, в свою очередь, уполномочена вести диалог с представителями режима Лукашенко с целью организации передачи власти, а также сохранения народного согласия и единства, — отметил представитель Цепкало Валерий Мацкевиц.

 «Как мы видим, у Координационного совета очень точная структура и повестка. «Фронт национального спасения», о котором говорит Валерий Цепкало, в свою очередь, подобен формату общественного движения, которое может предложить своих делегатов в состав Координационного совета», — подчеркнул Мацкевиц.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с политологом Маратом Башировым об институционализации протестов в Белоруссии.

— Я не уверен в том, что оппозиции хватит ресурсов на институционализацию протестов, потому что несмотря на то, что достаточно большое количество граждан Белоруссии участвуют в протестах, они не ориентированы на разрушение системы. Они хотят перемен. Они хотят изменений системы управления страной, в том числе политической. Возможно, они хотят неких реформ в части экономики, но они не хотят хаоса.

То, что предлагает оппозиция, возможно только в условиях хаоса, то есть, когда появляются новые формы управления, которые отрицают старые. Так вот разрушение старых сейчас целиком зависит от позиций Лукашенко. Он за эту неделю совершил невероятную внутреннюю трансформацию, потому что первоначально он совсем отрицал какие-либо формы процессов реформирования страной. Теперь мы слышим, что он говорит о том, что нужна новая Конституция и, возможно, новые выборы парламента и президента. Это говорит о том, что его представление о настроениях граждан Белоруссии меняется. Если он будет двигаться в эту сторону, то я думаю, что у оппозиции не будет никаких других шансов, кроме как подстраиваться под этот законный процесс, потому что все реформы будут проходить в любом случае по тем законам, которые действуют на территории республики. Вместе с тем мы, конечно, понимаем, что те люди, которые вообще организовывают и моделируют эти протесты, не остановятся. Они будут пытаться найти какие-то формы эскалации, будут устраивать провокации, которые, как я надеюсь, будут разоблачены, и они не будут связаны с кровавыми событиями.

С точки зрения управления страной, текущие действия оппозиции не несут какую-то опасность для власти Лукашенко. А вот с точки зрения провокаций, да. Когда протестующие идут, например, на захват белорусского телевидения, это серьезная провокация. Когда они стоят около СИЗО и пытаются каким-то образом подействовать на это режимное учреждение, это провокация. Те люди, которые выходят и идут к каким-то зданиям в Минске, не могут создать тот эффект прецедента, на который могли бы рассчитывать организаторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *