Киев против операции «Висла»

Киев против операции «Висла»

В этом году Украина впервые на государственном уровне провела памятные мероприятия, посвящённые 72-й годовщине операции «Висла» по переселению украинского населения из восточных воеводств Польши в западные. С этого года каждое второе воскресенье сентября Украина будет отмечать День памяти насильственного выселения автохтонных украинцев Лемковщины, Надсянья, Холмщины, Южного Подляшья, Любачёвщины и Западной Бойковщины.

Украинские историки до сих пор не могут определиться с датой выселения. Операция «Висла» официально началась и закончилась в 1947 году, но Украинский институт национальной памяти (УИНП) сконструировал искусственную идеологическую композицию о беспрерывном семилетнем процессе депортации украинцев с 1944 по 1951 годы, выпустил методичку для учебных заведений на эту тему и провёл серию конференций, лекций, видео-показов и выставок.

Поскольку УИНП – структура национал-пропагандистская, она занята накоплением исторических обид или превращением в исторические обиды тех событий, которые на обиду не тянут. Начало депортации украинцев УИНП ведёт с 1944 года, потому что в этот год начался обмен населением между Польской Народной Республикой (ПНР) и СССР из-за изменённых в результате войны границ.

Украинцы получили возможность из Польши перебраться в УССР, поляки – из УССР в Польшу. Причём, переселение было проведено осенью после окончания сбора урожая, вместе с переселенцами на новое место жительства перевозили их скот и домашний скарб. Эту стандартную при таких обстоятельствах процедуру между странами УИНП изображает как жестокую насильственную депортацию. Приезд на Украину тысяч украинцев в 1944 году у Вятровича почему-то считают трагедией.

Одновременно с переселением украинцев в УССР переселяли польских белорусов в Белорусскую ССР и польских литовцев в Литовскую ССР, но сегодня ни в одной из этих республик не делают из этого события идеологический инструментарий для выяснения отношений с соседями.

Настоящие причины операции «Висла» 1947 года далеки от версий, излагаемых фальсификаторами из УИНП. Начнём с того, что переселенцев размещали в северных и западных воеводствах Польши не ближе, чем в 100 км от границы с Германией. Неплохой исход. Эти промышленные районы сегодня экономически более развиты, чем во многом сельскохозяйственная восточная Польша, так же было и тогда.

После обмена населением в 1944 году на территории восточной Польши оставалось несколько десятков тысяч боевиков ОУН-УПА* и им сочувствующих, среди которых было много тех, кто служил в украинской дивизии СС или полицаями. Переезжать в Советский Союз они не хотели по понятным причинам. Но и польское руководство терпеть их у себя в стране не собиралось. Они не только совершали диверсии и теракты, но угрожали тем, кто соглашался на переезд в Советскую Украину.

Чашу терпения переполнила гибель заместителя министра обороны ПНР – генерала Кароля Сверчевского – в бандеровской засаде. Это было ЧП государственного масштаба. Сверчевский был легендарной личностью, воевал с фашистами ещё в Испании в 1930-х, был героем трёх стран – ПНР, СССР и Испании. Ответом на гибель Сверчевского стала операция «Висла». Не исключено, что своё сыграло и желание поляков поквитаться за Волынскую резню 1943 года, ведь среди депортированных было немало тех, кто принимал в ней участие лично, служил для оуновцев связным либо предоставлял им кров и стол.

На время проведения операции западная советская граница была усилена подразделениями НКВД, а чехословацкая армия перекрыла границу с Польшей во избежания прорыва вооружённых банд. Делалось это не из ненависти коммунистов к украинцам, как врут в Киеве, а из печального опыта. В 1944-1945 годах чехословацкие солдаты гибли в стычках с оуновцами, рвавшимися на запад в надежде дойти до территории, контролируемой американцами, чтобы спрятаться у них от советского правосудия.

В ходе операции «Висла» были раскрыты 2444 бандеровцев и их связных (это не отрицают даже украинские историки). Из них к высшей мере приговорили самых отпетых – всего 372 человека (эту цифру украинские историки тоже не оспаривают). В стычках при оказании вооружённого сопротивления были убиты 1837 боевиков ОУН-УПА (такие данные приводит Служба безопасности Украины).

Есть факты, о которых в Киеве в связи с операцией «Висла» никогда не говорят. Например, о том, что после проведения операции бандеровский террор в восточной Польше действительно прекратился. Это ли не доказательство того, что выселяли тех, кто этим террором промышлял?

Кроме украинцев, выселяли также лемков. Киев отказывается считать их отдельным народом, как и закарпатских русинов, но сами лемки не согласны с таким к себе отношением. В 2017 году, когда Союз украинцев в Польше проводил очередные памятные мероприятия в годовщину операции «Висла», польские лемки обратились к письмом к общественности с просьбой не смешивать их с украинцами и, тем более, с украинскими националистами.

«УПА была для лемков внешней структурой, которая вошла на территорию Лемковщины в 1944 году, заставляя покориться и навязывая украинскую идентичность точно так же, как в период немецкой оккупации это делала ОУН и сотрудничавшие с Германией украинские организации», –говорилось в обращении.

Лемки подчёркивают, что если операция «Висла» и была масштабной трагедией, то для них, а не польских украинцев. Украинцы утратили лишь узкую полоску земли на самом западном крае своего расселения, но получили взамен мощную Украинскую Советскую Социалистическую Республику как свою родину. Лемки же были выселены практически полностью с горных склонов Карпат, утратив связь с землёй, где сформировались их культура, язык и традиции.

В 1950-х власти ПНР разрешили польским украинцам изучать родной язык, учреждать свои организации и СМИ. Лемки всего этого были лишены, у них было два выбора – ополячиться либо украинизироваться. Лемки подчёркивают: операцию «Висла» спровоцировали сами украинские националисты, но несправедливость в том, что как раз лемки менее всего были причастны к террористической деятельности ОУН-УПА. К украинским националистам примыкали лишь те, кто отказывался от лемковской идентичности в пользу украинской.

Память о «Висле» до сих пор служит поводом для вражды между Украиной и Польшей. В своё время «оранжевый» президент Виктор Ющенко сказал, что ещё неизвестно, когда погибло больше людей – в ходе Волынской резни или во время операции «Висла». На массовых мероприятиях в Львове заместитель градоначальника Андрей Москаленко заявил, что численность жертв операции «Висла» равна численности населения современного Львова (порядка 700 тысяч). «Украинское радио» в этот день назвало восточные воеводства Польши этническими украинскими землями.

Пока государственной идеологией самостийной Украины будет национализм бандеровского разлива, правда об операции «Висла» будет подвергаться искажениям, а пропагандистские выдумки будут преподноситься под видом правды.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *