Политика

МККК: ликбез Верховной рады в области международного права

МККК: ликбез Верховной рады в области международного права

«Когда мы слышим стук двери, первое, что приходит на ум – снова начался обстрел. Поэтому каждый раз, когда мы входим или выходим из дома, мы кричим — все в порядке, это я» – это слова жительницы села Лобачево, расположенного у линии разграничения в ЛНР, которые приводит Международный Красный Крест в пособии для народных депутатов Украины с говорящим названием «Укрепление уважения к международному гуманитарному праву».

Конфликт в Донбассе с точки зрения Красного Креста

Пособие было подготовлено в прошлом году, но опубликовано через несколько дней после вступления в силу закона по Донбассу с названием «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

В отличие от украинской власти события на востоке Украине названы конфликтом, который носит внутригосударственный характер.

В пособии есть целый раздел «Актуальность обычного МГП [международного гуманитарного права] и специальных соглашений в условиях конфликта немеждународного характера», общий смысл которого сводится к тому, что стороны конфликта должны придерживаться неписаных норм и договариваться друг с другом. «Сторонам немеждународного вооруженного конфликта настойчиво рекомендуется заключать специальные соглашения, с помощью которых они могут подтвердить и подробнее определить меры по имплементации уже применимых положений, а также расширять такие меры путем введения в действие других норм МГП, которые применяются во время международных вооруженных конфликтов, но прямо не предусмотрены договорным правом, регулирующим вооруженные конфликты немеждународного характера», — говорится в документе.

Украина, как известно, не хочет ни о чем договариваться с ЛДНР, не признает республики стороной переговоров, хотя это подразумевает сам формат минских соглашений.

«Стоит отметить, что польза от переговоров о заключении специальных соглашений выходит за пределы формальных условий документа, ведь это уже сам по себе ценный процесс, который собирает стороны за столом переговоров, в ходе которых обсуждаются критически важные гуманитарные вопросы», – подчеркивает МККК.

МККК также воздерживается от характеристики ЛДНР как «террористов» и считает, что наклеивание такого ярлыка мешает примирению.

«МККК считает, что действия, не запрещенные в соответствии с МГП, не должны рассматриваться как террористические в рамках международных конвенций и, что немаловажно, в рамках внутреннего законодательства по вопросам решения проблемы терроризма. Применение другого подхода к этому вопросу вызывает противоречия между различными применяемыми правовыми режимами, а также лишает негосударственные водруженные группы стимула соблюдать МГП и потенциально препятствует примирению», – сказано в разделе, посвященном терроризму.

В целом для МККК важно, чтобы соблюдались нормы МГП.

Международное гуманитарное право на Украине

«Имплементация МГП в украинское законодательство — одна из обязанностей народных депутатов Верховной рады Украины. Учитывая это, руководство является действенным инструментом для ознакомления с наиболее важными нормами МГП, который поможет найти необходимые решения вызовов современности на законодательном уровне», – говорится в предисловии к изданию.

Как и во многих других странах, на Украине есть специальный орган по имплементации МГП – Межведомственная комиссия. Существует она с 2000 года, в апреле прошлого года этот орган был реорганизован и теперь называется Межведомственная комиссия по вопросам применения и реализации норм международного гуманитарного права в Украине. С тех пор прошло два ее заседания, на последнем имплементацию МГП «обсудили». Собственно, этим пока достижения Украины в МГП и ограничиваются.

Конкретные нарушения МГП Украиной

Около половины текста пособия посвящено отдельным вопросам МГП, по каждому из которых даются рекомендации парламенту. Законодательных мер, которые могли бы улучшить ситуацию с конфликтом на Донбассе, перечислено много, и значительная их часть, вероятно, так и останется рекомендациями.

Поскольку Украина [в принятом законе] отказалась от обязательств в отношении населения неподконтрольных территорий, то нынешний украинский парламент не пойдет на то, чтобы «внимательно рассмотреть все парламентские и правительственные инициативы и нормативно-правовые акты, имеющие значительное негативное влияние на население, проживающее на неподконтрольной правительству Украины территории» (глава «Обязанности государства обеспечивать потребности населения»).

С точки зрения МКК «государство имеет первостепенное обязательства обеспечивать потребности населения, находящегося под ее юрисдикцией», а с точки зрения нынешней киевской власти у нее нет никаких обязательств перед жителями ЛДНР.

«Согласно Конституции Украины, суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию», — напоминают авторы пособия депутатам. Но депутаты проголосовали за закон, согласно которому ЛДНР является оккупированной территорией, за которую Украина не отвечает.

МККК настоятельно рекомендует Верховной раде Украины ратифицировать Конвенцию по кассетным боеприпасам 2008 года (глава «Использование кассетных боеприпасов при ведении военных действий в населенных пунктах»).

Украинская армия неоднократно применяла их для обстрела густонаселённых районов ЛДНР, о чем сообщали как международные организации, так и сами республики. И она, разумеется, будет продолжать делать это, а Верховная рада будет молчать, как молчала все эти годы.

Похожая ситуация с противопехотными минами, за тем исключением, что Украина уже является участницей Конвенции о запрещении использования противопехотных мин, но не выполняет ее.

«Важно в полной мере соблюдать обязательства не использовать в зоне конфликта противопехотные мины или другие устройства, такие как мины-ловушки», — говорится в пособии. Согласно докладу Управление верховного комиссара ООН по правам человека Украина продолжает использовать их, в том числе размещая в населенных пунктах и вблизи объектов гражданской инфраструктуры. Никто из политиков не сделал ничего, чтобы Украина начала соблюдать свои обязательства.

Для вынужденных переселенцев вроде бы что-то и делается, но МККК констатирует «отсутствия надежной всеобъемлющей правовой базы для регулирования различных аспектов, связанных с внутренним перемещением» и ждет от Рады «принятия срочных мер, направленных на эффективное и своевременное реагирование на потребности ВПО» (глава «Внутренне перемещенные лица (ВПЛ)»).

МККК также напоминает об ответственности за военные преступления, в т. ч. пытки, нападения на гражданское население и населенные пункты и их обстрелы и пр. Многие из них даже не включены в уголовное законодательство Украины, т. е. значительную часть военных преступников формально даже не за что судить. «Украина должна должным образом выполнять свои правовые обязательства о прекращении серьезных нарушений МГП и военных преступлений в целом», – призывает МКК.

Депутаты нынешнего парламента Украины озабочены не этим. Законы, которые они принимают, направлены не столько на защиту людей, в т. ч. от последствий конфликта в Донбассе, сколько на оправдание действий элиты, которые привели к конфликту и поддерживают его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *