Хабаровский ребус разрушает миф о «триумфальной» победе новой Конституции

Хабаровский ребус разрушает миф о «триумфальной» победе новой Конституции
Информационное агентство

Сейчас может разрушаться основной миф о власти, миф о ее сакральным большинстве, а ее практически божественном происхождении, считает Илья Гращенков

Политическая система в России устойчива аномальным образом. Не потому что она крепка, а потому что ее устойчивость базируется на различных неожиданностях, так как все время решая кризисные задачи система управления становится монополистом в политике. Она преуспевает вопреки логике, но однажды перестанет это делать и это будет неожиданностью для всех.

Собственно говоря, сначала Шиес и объединение Архангельской области и НАО, а затем Хабаровск – это те самые незапланированные неожиданности. Если архангельском как-то удалось справиться, по крайней мере замаскировать проблему, то Хабаровск – торчит в полный рост, как проблема с которой не знают, что делать. Если сейчас начать эскалацию, задействовать силу – неизвестно что будет. Если дать слабину, отмотать назад, тоже самое – неизвестно что будет. То есть система зажата между двумя неизвестными, причем такими, с которыми она ранее не сталкивалась.

В данной ситуации точкой невозврата может стать все что угодно, мы даже можем этого не заметить. Ну разумеется, речь идет о том, что сейчас может разрушаться основной миф о власти, миф о ее сакральным большинстве, а ее практически божественном происхождении.

Триумф по поправкам в Конституцию этот миф как раз закреплял и неожиданно он оказался самой зыбкой из оснований системы. Можно отменить выборы губернаторов, можно вообще отменить политику в стране, перейти в режим администрирования, как это было на одном из этажей власти в Советском Союзе. Но это будет очень куцый вариант системы. Кроме того, ее существование серьезно завязано на распределении материальных благ, которых становится все меньше, а голодных ртов – все больше.

Политсистема России – «хамелеон» без идеологииОтсутствие приверженности какой-либо идеологии делает ее гибкой и вполне эффективной в использовании практически любых символических форм, отмечает Андрей Серенко

Происходит также явный разрыв между интересами федеральных элитных групп, региональными группами и населением, которые впервые совпадают интересами именно со своими местными баронами. Поэтому как в игре го складывается ситуация, когда в попытке захватить все поле, игрок столкнулся с невозможностью чисто физически «взять все». Наверное, критической точкой как раз и являлось решение о том, что система будет забирать все. Зачистка поля, тотальная распределение всех ресурсов среди узкой группы лиц – все это породило конкуренцию не только среди кремлевских башен, но и среди тех, кого было принято не рассматривать в качестве серьезных игроков. Народ как раз входил в эту группу, так как считалось, что электорат у нас можно только мобилизовать, сам он не субъектен. Хабаровск опровергает эту точку зрения.

 

Илья Гращенков – директор Центра развития региональной политики, специально для ИА «Реалист»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *