Foreign Policy: Республиканская и Демократическая партии движутся к краху

Foreign Policy: Республиканская и Демократическая партии движутся к краху

В этом году мы стали свидетелями пандемии, импичмента, пожаров, а также борьбы за место в Верховном суде после смерти Рут Бейдер Гинзбург. Впереди нас ждут президентские выборы, где ставки будут еще выше, а исход — еще неопределеннее, поэтому многим кажется, что демократия в США рушится на глазах.

Однако в этом году были и хорошие новости: Соединенные Штаты и раньше переживали моменты политического и экономического кризиса, и каждый раз результатом кризиса становилась столь необходимая трансформация политики и экономики страны. Есть основания ожидать, что 2020-е годы станут десятилетием серьезной политической эволюции. Соединенным Штатам пора реформировать свою партийную систему и серьезно обновить постоянно развивающуюся демократию.

В широком смысле, в истории политики США можно выделить шесть партийных систем — т.е. различные эпохи, в которых партийная конкуренция была несколько стабильной, как с точки зрения относительного баланса сил между партиями, так и с точки зрения тех вопросов и идей, которые партии отстаивали, — к примеру, вопрос о роли правительства в экономике. Эти периоды можно обозначить следующим образом: 1796-1820, 1832-1856, 1868-1892, 1896-1928, 1932-1968 годы и с 1980 года по настоящее время.

Первые пять партийных систем просуществовали 24, 24, 24, 32 года и 36 лет — с определённой регулярностью. По этой схеме, нынешняя партийная система, вероятно, сейчас разрушается.

На эту схему смены партийных систем накладываются четыре важных периода демократических трансформаций, происходивших в Соединенных Штатах снизу-вверх. Сюда входит Война за независимость, 1830-е годы (значительное расширение избирательных прав белых мужчин), Эра прогрессивизма (значительное расширение представительной демократии и расширение избирательных прав для женщин) и 1960-е годы (право голоса и предоставление избирательных прав чернокожим, плюс некоторые реформы управления). Опять же, это обычная картина, когда примерно каждые 60 лет происходят какие-то преобразования. И в этом смысле в ближайшем будущем Соединенные Штаты может захлестнуть волна демократической трансформации «снизу-вверх».

Может показаться маловероятным, что такая сложная политическая система действительно трансформируется с определенной регулярностью. И может показаться, что этот момент уникален, учитывая необычное сочетание факторов, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, прежде всего это чрезмерная партийность американской политики и острые расовые и культурные различия, которые являются причиной разногласий между партиями.

Конечно, прошлые достижения не являются гарантией будущих перемен. Кроме того, в нынешней американской политике существует ряд факторов, которые делают вероятность очередной трансформации и обновления глубоко неопределенными. Но уроки истории имеют ценность, потому что они могут рассказать о том, какие обновления необходимы, чтобы старая скрипучая система самоуправления Соединенных Штатов работала.

В американской политике всегда были две доминирующие национальные партии, которые определяли структуру политического соперничества. В свою очередь, обе стороны должны были быть крупными коалициями, поскольку любая партия, пытающаяся создать правящее большинство, должна будет обязательно включать в себя множество различных интересов по широкой географии. Но коалиции довольно трудно сохранять на протяжении длительного периода времени, потому что союзники в одних вопросах могут оказаться противниками в других.

Нынешняя партийная система Соединенных Штатов создавалась примерно в 1980 году, когда Республиканская партия объединила коалицию рыночных либертарианцев, евангелистов и сторонников доминирования во внешней политике. Демократы представляли собой коалицию космополитических либералов, цветных людей с низкими доходами и сторонников прогрессивных идей. Для обеих партий «неолиберализм» стал доминирующей экономической идеологией, нечетким термином, который определял рынки и приватизацию в качестве основных инструментов как внутренней государственной политики, так и международных отношений. Поскольку вокруг неолиберализма сложился определенный консенсус, культурные и расовые вопросы стали главными пунктами разногласий наряду с все сильнее обострявшимся расколом между городом и сельской местностью.

Вопрос о формировании новой партийной системы поднимался еще четыре года назад. Об этом в 2016 году предвещали президентские выборы, а избранный президент Дональд Трамп выглядел ведущим звеном теперь уже экономически популистской Республиканской партии. Тем не менее, Трамп обещал поддержать социальное государство и американское производство, но ему не хватало как политической инфраструктуры, так и внутреннего партийного консенсуса, чтобы выполнить свои обещания. Вместо этого в ходе своего президентского срока он изо всех сил старался поддерживать существующую республиканскую коалицию. Благодаря его собственной гибкости, отсутствию политических знаний, поразительному культу личности и его исключительной способности обвинять «радикальных демократов», Трамп сплотил партию, настолько погрязшую во внутренних разногласиях, что публично она перестала отстаивать какие-либо идеи — кроме идеи необходимости борьбы против угрозы жестокой революции под руководством Демократической партии, вооруженной идеями расового равенства. Демократы смогли собрать воедино политическую платформу перед выборами этого года, они устранили свои разногласия, переключив внимание на экзистенциальный риск второго срока Трампа — очевидную стратегию, учитывая как явные неудачи Трампа, так и отсутствие единства в вопросах внутренней политики.

То, что обе партии расколоты, не обязательно предвещает реорганизацию. Внутренний раскол является неотъемлемой чертой партийной политики в Соединенных Штатах. Сигналом возможной грядущей реорганизации служит отсутствие каких-либо значимых аргументов касательно важнейших вопросов, которые определяли конфликт между партиями на протяжении всей истории США: роль правительства, регулирование экономики, роль Соединенных Штатов в мире. Вместо этого, эти выборы посвящены тому, почему другая партия уничтожит демократию и страну, в рассказах, пропитанных темой расы.

Теоретически крупный национальный кризис может вынудить одну из партий по необходимости принять новую правящую идеологию, а затем сформировать вокруг нее новую коалицию. COVID-19, вероятно, не может стать таким кризисом, потому что слишком многие люди считают его временным. Однако изменение климата может соответствовать всем требованиям, равно как и серьезный экономический спад. Но, учитывая чрезмерную поляризацию политической жизни в стране, более серьезный риск заключается в том, что сам этот кризис превратится в предмет борьбы между партиями, — как это произошло с коронавирусом.

В ходе недавнего опроса Pew Research Center, более 6 из 10 американцев согласились с тем, что «необходимы существенные изменения в структуре американского правительства». В каждую предыдущую эпоху задачи были разными. Но в каждую эпоху реформы приходили не из Вашингтона. Это было снизу-вверх, и в конечном итоге политические элиты прислушивались к народу.

Для сегодняшних реформаторов, учитывая экзистенциальную опасность двухпартийной политической системы, в которой ни одна из сторон не признает легитимность другой, первоочередной задачей должно быть разрушение «двухпартийного круга». Я бы порекомендовал изменить избирательный процесс, приняв систему рейтингового голосования и многомандатные округа, пропорциональную систему, используемую в Ирландии и Австралии. Такая система поддержала бы больше партий, нарушив двухпартийную динамику, приводящую к тупиковой ситуации и краху. Что наиболее важно, это позволит формировать новые, более гибкие коалиции, которые не будут дискредитировать легитимность друг друга.

Политика США отчаянно нуждается в перестройке, чтобы отреагировать на надвигающийся на нее экономический и климатический кризис. Вместо этого следующие несколько месяцев страна будет поглощена очередным межпартийным сражением за состав судей Верховного суда, чья растущая централизация является доказательством неспособности конгресса решать конфликты в законодательном порядке, а затем еще более ожесточенной борьбой вокруг легитимности результатов ноябрьских выборов. Единственный способ спасти разрушение демократии, — дать возможность большему количеству партий участвовать в политической борьбе. От этого зависит будущее американской демократии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *