Церковный корабль Украины и бурные волны за бортом

Церковный корабль Украины и бурные волны за бортом

Заметки православного киевлянина

В последнее время в письмах друзей, живущих за пределами Украины, всё чаще звучат вопросы о Церкви. Мол, что же это у вас там происходит? Храмы захватывают, Варфоломей, Филарет, Браунбек и ещё какие-то личности занимаются церковными вопросами Украины. Да так, что тревожно за вас и страшно иногда.

Действительно, даже для дружески расположенных к нам людей, но не живущих здесь, а также для граждан Украины пока не пришедших в Церковь, все представляется клубком непонятных проблем. Складывется впечатление, будто люди в одни и те же незыблемые  церковные понятия вкладывают совершенно разный смысл. А церковная безграмотность перестала быть препятствием для рассуждений о каноничности, томосе и автокефлии.

В связи со сказанным попытаемся обзорно, в виде тезисов, для людей, не имеющих целостной картины, обрисовать нашу церковную, а больше даже, околоцерковную ситуацию. Церковь Христову часто называют Кораблём спасения. Так вот, корабль, слава Богу, движется и спасает, но мрачные волны и враждебные вихри усиливаются.

Тезис первый. Немного новейшей истории.

Некто Пётр Порошенко и националистический режим Украины (Верховная Рада, майданные партии) в 2018 году решили поставить вне закона Украинскую Православную Церковь Московского Патриарха – единственную законную православную церковь на украинской земле.

Вместо неё было решено создать «автокефальную церковь Украины» независимую от Московской Патриархии. Порошенко искал дополнительных процентов на выборах. Парубий и прочие фундаторы режима просто ненавидят всё русское, включая Церковь. Ну, а кураторы режима на Западе поддержали замену подлинной Церкви на фейковую, продолжая борьбу с русской цивилизацией и её влиянием в мире. В результате совпадения этих интересов, совершенно незаконным образом (как в церковном, так и в светском плане) по «просьбе» украинской власти  патриарх Константинопольский Варфоломей отменил решения 17-го века о переходе Украины под церковный омофор Московского Патриарха, даровал «каноничность» двум никем не признаннным псевдоцерковным сборищам – Киевскому патриархату и УАПЦ – а потом на так называемом объединительном соборе в Киеве, в декабре 2018 года, вместе с Порошенко и посланцами Варфоломея слепил ПЦУ. Или Православную Церковь Украины, которая якобы канонична теперь и будет якобы починяться Константинополю, а не Москве. Однако в итоге: Порошенко выборы проиграл, народ, как ожидалось церковными разбойниками, в ПЦУ не перешёл, а поместные церкви мира не признали вновь созданное образование. Больше того, слепленный «церковный Голем» стал трещать по швам, но об этом чуть ниже.

Тезис второй. Тысячелетняя Церковь.

Блаженнейший Онуфрий

Блаженнейший Онуфрий

Пока происходили все вышеназванные безобразия, которые сопровождались яростной и безнаказанной травлей законной Церкви Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским Онуфрием, наша Церковь, которую часто именуют в прессе УПЦ (МП) продолжала своё служение. Как делает она это уже более тысячи лет, являясь с 1990 года автономной частью Русской Церкви. 122-й митрополит Киевский Онуфрий возглавляет 12,5 тысяч приходов и 200 монастырей. Как уже говорилось, наша Церковь продолжает своё спасительное служение. То есть через таинства, проповедь и молитву приобщает к Богу.

За время вспыхнувших гонений каноническая  Церковь Украины не сникла, а наоборот, встряхнулась и собрала силы. Оживилась и обновилась православная медиа-сфера. Появились новые СМИ: СПЖ (Союза Православных Журналистов), канал «Первый Казацкий», портал «Православная жизнь». Гонения мобилизовали значительную часть прихожан на защиту своих святынь.

Что касается внутренней жизни Церкви, то она осталась неизменной. Духовная Академия и семинария в Киеве и других городах продолжают готовить и выпускать новых священников. Новые храмы строятся (причём, часто строительство начинается тут же после захвата проплаченными «радикалами» прежнего церковного здания). Все разговоры о том, что 200 или 400 (!) храмов и общин перешли к раскольникам и самозванцам ПЦУ – чистейшая ложь. Примерно, 40 приходов из 12,5 тысяч. Некоторые перешли без священников. Остальные храмы просто захвачены по-бандитски и стоят пустыми. Народ туда не идёт. Но даже с этими, захваченными, нет и сотни отошедших к ПЦУ.

При этом наши храмы по воскресеньям и в праздники полны народу. Епископат во главе с Блаженнейшим Онуфрием остался верен Христу и Его Церкви. Да, без всякого елея скажем: твёрдость нашего Предстоятеля, его неколебимое стояние за чистоту канонов и веры сыграли тут не последнюю роль. В плане верности церковным установлениям Блаженнейший, по выражению известного киевского богослова Сергея Комарова, это скала. При внешней улыбчивости, которую кто-то спешит принять за слабость и осудить, в решительных и опасных ситуациях митрополит Онуфрий неизменно проявляет мужество. Он устоял под бешеным давлением президента Порошенко, требовавшего участия нашей Церкви в авантюре с незаконной автокефалией и созданием ПЦУ. Он принципиально не встал в Верховной Раде среди разъярённых депутатов, поминавших «героев АТО». Он добродушно улыбался послу США Мари Йованович, излагавшей волю Большого Брата, однако не уступил ни в чём.

Поэтому недавно вспыхнувший в православной среде ожесточённый спор – имел ли право Блаженнейший Онуфрий на официальном мероприятии к Дню Победы принимать пасхальное приветствие от лидера ПЦУ псевдомитрополита Сергея Думенко – на наш взгляд, безоснователен. Это была встреча с человеком заблудшим. Да, пока что служащим врагам Церкви. Но и для него возможно покаяние. Кто знает, что сказал ему на ухо Блаженнейший, когда Думенко бросился его обнимать. Известный священник и блогер из Запорожья протоиерей Александр Овчаренко точно заметил: «И Христос принял целование от Иуды». Добавим, и у Христа, и у Блаженнейшего были на такое поведение свои причины. А вот о том, почему мы не понимаем, не вмещаем в себя этих причин, нам стоит задуматься.

Тезис третий. Церковь и власть.

Древнейший Свято-Ильинский храм в Киеве

Древнейший Свято-Ильинский храм в Киеве

В своём большинстве чада Церкви (тут никакой статистики нет и быть не может, поскольку говорить о своих предпочтениях было опасно) во втором туре голосовали за кандидата Зеленского. Что это означает? Они разделяют его взгляды? (кстати, весьма туманные и противоречивые, что наводит на мысль об отсутствии вообще каких-либо твёрдых убеждений, во всяком случае, в церковном вопросе). Вряд ли. Что тогда?

Всё дело в том, что православные Украины голосовали не за В. Зеленского, а против реального врага Церкви, учинившего аферу с вручением «томоса» раскольникам (то есть отлученным от Церкви и, кстати, до прошлого года никогда не признававшимся и самим Варфоломеем). Голосовали против человека, поднявшего антицерковную истерию в СМИ, клеймя тысячелетнюю Церковь, как пятую колонну и агентов Кремля. Ни один из президентов Украины, (включая националиста Ющенко) не сделал столько зла Церкви, как Пётр Порошенко. Избитые во время захватов храмов люди, погибшие священники и миряне Донбасса, замороченные, церковно неграмотные граждане – всё это на его совести. Поэтому его уход (как бы ни сложились дальнейшие отношения Церкви и государства) воспринимается православными христианами Украины как милость Божья (дарованная по молитвам сохранивших верность) и как несомненное благо.

А что же новая, ещё не показавшая себя власть? Пока всё, что касается Владимира Зеленского, мы, киевляне и жители Украины, узнаём отрывочно, пытаясь отделить вымыслы от правды. Пока у него нет рычагов власти, его возможную церковную политику мы представляем слабо. Да, в команде Зеленского сразу же, являя вопиющую некомпетентность, возник Святослав Юраш, родной сын Андрея Юраша – эксперта по госудаственно-церковным отношениям в команде Порошенко, униата, поледовательного и злобного ненавистника Церкви. Да, встречаясь с представителями всех религиозных конфессий, Зеленский встретился с Блаженнейшим Онуфрием (с настоящим, а не фейковым православным Предстоятелем) в самом конце своих визитов. Ясно: ему приходится пока демонстрировать официозный «патриотизм».

Однако есть факты неофициальные (Киев хоть и столица, а город не такой уж большой, многие друг друга знают). Так вот, выясняется, что, не будучи православным, Зеленский крестил своих детей (не возражал, может быть, чтоб крестили) в древнейшей Церкви Киева, заложенной ещё святой княгиней Ольгой, бабушкой Владимира Крестителя. Конечно, речь идёт об Ильинской Церкви. Ещё мы знаем, что, будучи по воспитанию либералом, Зеленский к вопросам церковным равнодушен (в отличие от Порошенко, сделавшего издевательства над Церковью частью своей предвыборной кампании). Из окружения нового президента иногда появляется информация о том, что Владимир Александрович считает, что государство не должно вмешиваться в дела церковные (чего мы все время добиваемся, ссылаясь на статью 35-ю Конституции Украины). Добавим еще, что недавнее видеообращение религиозных организаций по Донбассу, инициированное Зеленским, проникнуто не агрессией, а мирным тоном, что полностью совпадает с взглядом УПЦ (МП) и её Предстоятеля – на Донбассе живут такие же чада Церкви Христовой, как и повсюду в Украине. Это наши братья. А, следовательно, война на Востоке Украины – братоубийственнная.   

Как заметила известный украинский политолог Елена Дьяченко, Церковь ждёт от нового президента восстановления разрушенных правил и норм, возвращения в правовое поле, где местная власть не помогает захватывать храмы, а арестовывает погромщиков.

А вот, сумеет ли новый президент, скорее всего, весьма зависимый от западных кураторов, отстоять свой курс в области церковной, противостоять врагам церкви, которых немало, покажет уже ближайшее время.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *