Кто виноват в кемеровской трагедии – и почему политики его в упор не видят

Кто виноват в кемеровской трагедии – и почему политики его в упор не видят

Кто виноват в кемеровской трагедии – и почему политики его в упор не видят

С момента пожара кемеровского Торгового центра мы узнаем все больше потрясающих подробностей про то, почему эта трагедия вообще стала возможна. Из каждого кинозала было несколько запасных выходов, но все они были не просто заперты, но еще и заставлены черт знает чем. Пожарная сигнализация не работала, а системы пожаротушения вообще не было. В покрытии почти всех стен использовался горючий пластик. И наконец – что ТЦ «Зимняя вишня» с момента постройки не получал разрешения на эксплуатацию, а проверка в нем проводилась единственный раз в 2016 году, да и то виртуально.

При этом с ответами на два главные русские вопроса – кто виноват и что делать – наблюдается какая-то невнятица.

Так кто же виноват?! Ответов несколько. Во-первых, многие по привычке во всем винят стрелочников, то есть персонал ТЦ. Не на ту кнопку нажали, не открыли заколоченные двери, не проявили должной отваги на пожаре и т.п.

Вроде верно, но с другой стороны, ждать от обычных людей героизма – глупость, сродни требованию, чтобы каждый непременно умел играть на скрипке. И прежде чем обвинять персонал в том, что они «не выполнили свои обязанности», хорошо было бы выяснить – а знали ли эти люди, какие у них обязанности?

Уже известно, что работников никто действиям при пожаре и по спасению людей не учил, тренировок (положенных вроде по закону) не было – так чего ж тогда мы от них хотим?

Левая публика во всем винит «проклятый капитализм» и «буржуев» – владельцев ТЦ. Они дескать в погоне за чистоганом заказывали для постройки дешевый пластик и вообще экономили на всем, даже на билетершах (из-за чего те запирали детей одних в кинозале, а сами отправлялись исполнять другие обязанности).

Вроде теплее, но опять же как-то странно винить буржуя в том, что для него главное – зарабатывать деньги. Это как обвинять волка в том, что он питается зайцами, а не листвой с деревьев. Да, российские буржуа занимались любимым делом – «оптимизацией расходов», экономили на мелочах и в итоге погорели во всех смыслах: потеряли целый четырехэтажный ТЦ вместе со всеми порождаемыми им денежными потоками. Собственники в этой истории – тоже жертвы, как бы кощунственно это ни звучало.

Федеральный агитпроп твердо решил повесить всех собак на «местные власти». Здесь с шакалами пера с центральных телеканалов так и тянет согласиться – учитывая, насколько, мягко говоря, малосимпатичными выглядят мэр Кемерово Середюк и губернатор Тулеев.

Можно было бы на них и успокоиться, если б еще понять, в чем же именно они провинились. Что должен был сделать Тулеев с «Зимней вишней» до пожара – строжайше призвать ее владельцев и менеджеров выполнить инструкции по безопасности? Так он это делал, и не раз. А что еще? Лично прийти с топором и начать выламывать запертые двери запасных выходов? Так это вообще-то было бы самоуправство, противозаконное деяние.

 

Ну тогда кто же? Самые ретивые взялись даже осуждать неких «нас», то есть все население в целом. Дескать «не хватает сознательности», «надо было тщательнее читать инструкции, запасаться противогазами и внимательно изучать схему аварийных выходов». И вообще – «детей нельзя оставлять одних в игровых комнатах, наши люди бездуховны, и шопинг – зло!» Тут привлекает проповеднический пафос и религиозный экстаз, однако обвиняя «всех» все-таки нельзя добиться чего-то путного. Как говорится, «все – значит никто».

Так что же – мы в тупике? Ни одного ответа на основополагающий вопрос?

Но ведь ответ  абсолютно очевиден, он на поверхности. Другое дело, что прозвучит он довольно шокирующее, во всяком случае непривычно для нашей публики – и «патриотичной», и националистичной, и либеральной.

Еще раз сформулируем вопрос. Грандиозный пожар, унесший столько жизней, случился по уже установленной причине: при строительстве и эксплуатации ТЦ злостно не соблюдались правила и инструкции. Кто виноват в том, что они не соблюдались?

Зачем вообще пишутся правила и инструкции? Очевидно, потому что люди в обычной ситуации их соблюдать не хотят. Если бы соблюдение правил было естественным, как дыхание младенца – ничего писать бы не потребовалось.

Смысл писаных правил в государстве – в том, что их надо соблюдать независимо от желания. А следить за этим призваны специальные люди, которых у нас в РФ с некоторых пор принято называть «силовики».

Вот они-то и виновны в самом прямом и четком смысле слова – не обеспечили соблюдение правил, хотя, безусловно, знали о нарушениях.

 

Звучит как-то дико, не правда ли? Мы ведь давно привыкли, что живем в полицейском государстве, что «силовики» – это главная основа и опора страны. Как же они могут быть в чем-то виноваты?! Виноваты кто угодно, может быть, даже все – но только не они! Это же кощунство!

Тем не менее факт налицо. Любые правила и инструкции, любые законы – ничего не значащие бумажки, если за их неисполнение не следуют санкции. В применении к торговым центрам, где не соблюдаются все правила противопожарной безопасности, это означает очень простую вещь: если в ТЦ есть нарушения – он должен быть закрыт до тех пор, пока нарушения не будут устранены.

Вот так – просто, тупо. Силовик вообще-то не то что может, а обязан быть тупым – это признак его профпригодности. Есть бумажка, там нечто написано – все должно быть так, как написано в бумажке. И точка. Без вариантов.

Россия будет обречена на развал, если в ней вконец пропадут «силовики». Те, которые торгуют своим правом применять или не применять санкции – не силовики, это «рыночники». А настоящих силовиков нету. Следовательно, нет и правил.

Здесь могут сказать: «Но ведь правила противоречат друг другу! Одно требует требуют закрывать двери, другое – держать из открытыми!» И что с того? Это не должно быть проблемой силовика – это проблема тех, кто пишет инструкции, то есть очкастых интеллигентов. Пусть они встречаются, договариваются, переписывают, отменяют – их дело. Дело силовика – смотреть, чтобы все было как в бумажке. Иначе – беспощадно закрывать.

Именно этого в России сейчас нет. И это – ответ на вопрос «Что делать?»

 

Алексей Рощин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *