Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп

Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп
Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп

В Бахчисарае полным ходом идёт давно назревшая реставрация знаменитого Ханского дворца – единственного в мире образца крымско-татарской дворцовой архитектуры. Подходят к концу первоочередные противоаварийно-восстановительные работы в Большой Ханской мечети (Биюк Хан-Джами), завершается замена её кровли. Затем предстоит масштабная реставрация всего дворцового ансамбля, которая займёт 6-7 лет. На это в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя заложено 1,6 млрд рублей.

Спасение уникального памятника крымско-татарской архитектуры не осталось незамеченным на Украине, где по-прежнему называют Крым своей территорией. Вероятно, фейки о массовых убийствах и пытках крымских татар «российскими оккупантами» уже не приносят должного эффекта, поэтому киевским трубадурам приходится выискивать новые поводы для дискредитации обстановки на полуострове. Таким поводом стало начало реставрации бахчисарайского Ханского дворца.

Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп

Большая Ханская мечеть на этапе противоаварийно-восстановительных работ

Киев принялся раздувать из ситуации международный скандал. Министерство культуры Украины обратилось в ЮНЕСКО с призывом убедить Россию отказаться от «противоправного и ущербного» восстановления Ханского дворца в Бахчисарае.

В потешном «управлении нацполиции в АРК и Севастополе» открыли по этому случаю уголовное производство и пригрозили объявить российских реставраторов в международный розыск. Ведущие СМИ «незалежной» разразились материалами, в которых восстановительные работы называли «разрушительной реконструкцией» и утверждали, что древнему дворцу наносится непоправимый ущерб.

Однако при внимательном рассмотрении ситуации обнаруживается несостоятельность украинских доводов о «варварской реконструкции». Так, перекрыть потолки ханской мечети понадобилось для обеспечения безопасности внутри здания, поскольку оно используется по прямому назначению – как место для молитв мусульман. 300-летние потолочные балки были поражены грибком и гнилью, угрожая обрушиться на головы верующих. С необходимостью замены черепицы тоже сложно спорить, учитывая, что во дворце насчитывается 24 протечки крыши. Вместо старой черепицы укладывается полностью идентичная черепица с креплением, что обезопасит её от воздействия сильных ветров. А возведение вокруг Биюк Хан-Джами железобетонного пояса позволит снизить нагрузку на фундамент и несущие стены, а металлический навес над частью дворца защитит его от осадков на время замены кровли.

«Если бы не воссоединение Крыма с Россией, Ханский дворец мог бы просто погибнуть», – говорит депутат Государственной Думы от Крыма Руслан Бальбек. Действительно, за два предыдущих десятилетия украинская власть ничего не сделала для восстановления уникального объекта, относясь к нему исключительно как к источнику обогащения. И только когда Россия принялась исправлять последствия преступного бездействия Киева и спасать культурное достояние Крыма, за Перекопом вдруг «вспомнили» о существовании дворца.

На средства федерального бюджета восстанавливаются и другие памятники крымско-татарской архитектуры и мусульманские святыни. Ведётся реставрация одного из старейших исламских культовых сооружений полуострова – мечети Хана Узбека и единственной сохранившейся в Крыму обители странствующих суфийских монахов-бедняков «текие дервишей». С осени прошлого года в Симферополе археологи ведут раскопки фундамента древнего дворца, предположительно принадлежавшего Калге-султану – второму лицу в государственной иерархии Крымского ханства.

Имеется масса и других свидетельств заботы государства об этнокультурных потребностях татар. О необходимости предусмотреть меры по национально-культурному и духовному развитию, сохранению традиций и национального образования крымско-татарского народа говорится в указе президента России № 268 от 21 апреля 2014 г. о реабилитации депортированных народов Крыма.

По Конституции Крыма 2014 года крымско-татарский язык получил статус государственного языка республики наряду с русским и украинским. Была учреждена региональная национально-культурная автономия крымских татар, которой выделяется финансовая поддержка из республиканского бюджета. Цели организации состоят в развитии языка, культуры и традиций представляемого этноса.

В феврале нынешнего года был образован Совет крымско-татарского народа – консультативно-совещательный орган татар при главе Республики Крым. В него вошли 15 специалистов в различных сферах, а возглавил его муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев. Совет призван поддерживать диалог региональной власти с крымскими татарами и содействовать в решении вопросов, связанных с их языком, культурой, спортом, традиционными ремёслами и сохранением национальных памятников.

Власти Крыма позаботились и о том, чтобы татары могли получать аудиовизуальную информацию на родном языке. При поддержке республиканского правительства была создана Общественная крымско-татарская телерадиокомпания, запустившая национальный телеканал «Миллет» и радиостанцию «Ветанседасы». Данные массмедиа получают финансовую поддержку из федеральной и крымской казны.

Особенно заметны достижения в сфере национального образования крымских татар. В 2016 г. были впервые изданы 45 тыс. учебников для учащихся 1-9-х классов на крымско-татарском языке, а в 2017-м школы полуострова получили 36 новых вариантов учебников по крымско-татарскому языку и литературе общим тиражом 81 тыс. экземпляров.

В республике действует 15 школ с обучением на крымско-татарском языке. К ним добавляются 133 класса с крымско-татарским языком обучения, сформированные в 31 русскоязычной школе, а также факультативное изучение крымско-татарского языка 21,6 тыс. учащихся.

В минувшем году в симферопольском микрорайоне Фонтаны, где проживают преимущественно татары, открыли большую современную школу, которую украинские власти никак не могли достроить в течение многих лет.

Продолжает работать и Крымский инженерно-педагогический университет, который в народе прозвали «татарским вузом» за доминирование этой этнической группы в преподавательском корпусе и студенческом контингенте.

Не угасли важнейшие очаги крымско-татарской культуры. В республике действует единственный в мире крымско-татарский театр, а также крымско-татарский музей культурно-исторического наследия и крымско-татарская библиотека имени Исмаила Гаспринского. Ни одно из этих учреждений, появившихся ещё при Украине, т. н. российские оккупанты не закрыли и не разгромили. Наоборот, все они получили ощутимую государственную поддержку.

На полуострове появляются новые памятные символы, связанные с судьбоносными для крымских татар историческими событиями. На железнодорожной станции Сирень в Бахчисарайском районе, откуда в 1944 г. началась депортация татар, завершается строительство мемориального комплекса общей площадью около 370 кв. метров, при котором будут действовать музей, мечеть и православная часовня. Работы по возведению масштабного памятника планируется закончить к 18 мая 2019 г. – 75-й годовщине депортации.

Также были предприняты шаги по восстановлению исторической справедливости и увековечиванию памяти крымско-татарских героев. 1 сентября 2014 г. Владимир Путин специальным указом присвоил звание Героя России знаменитой крымско-татарской разведчице Алиме Абденнановой посмертно. На полуострове был восстановлен старый памятник героине, а также установлен новый. Кроме того, одной из сельских школ в Ленинском районе Крыма присвоили имя легендарной разведчицы, зверски убитой немецко-фашистскими захватчиками.

Наряду с этим идёт работа по возвращению топонимики, использовавшейся до 1944 г. Так, в 2016 г. специальная комиссия при Совете министров Крыма утвердила перечень исторических названий 1400 населённых пунктов полуострова. В отличие от Украины, где захватившие власть нувориши принялись всё переименовывать в рамках оголтелой декоммунизации, в Крыму пошли цивилизованным путём – таблички с «досоветскими» названиями сёл и городов устанавливают в качестве дублирующих, не прибегая к демонтажу существующих указателей.

Не обходят стороной на полуострове крымско-татарские национальные праздники. Наибольшую популярность приобрёл Хыдырлез, который в этом году достиг рекорда по числу участников – на народные гулянья в Бахчисарайский район съехались около 55 тысяч человек, несмотря на призывы вожаков признанного в РФ экстремистской организацией «меджлиса» бойкотировать мероприятие.

Положение татар как мусульманских верующих в российском Крыму тоже заметно изменилось к лучшему. Главные исламские праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам стали в республике официальными выходными днями. За три года с момента присоединения к России на полуострове было построено около 150 мечетей, а в Симферополе активно возводится долгожданная Соборная мечеть Крыма общей вместимостью 4 тыс. человек. Она станет крупнейшим мусульманским храмом в Восточной Европе и, предположительно, откроется 21 апреля 2019 г. – на 5-летие со дня подписания президентского указа о реабилитации депортированных народов Крыма.

Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп

Строительство главной мечети Крыма

Уделено внимание возрождению традиционного исламского религиозного образования. Возымела поддержку инициатива крымского муфтията создать на полуострове исламский университет, который получит государственную аккредитацию и будет готовить мусульманских богословов. Вуз должен открыться в Бахчисарае, к его строительству планируют приступить в следующем году. Появление религиозного университета внесёт гигантский вклад в возрождение школы традиционного ислама на полуострове и даст крымско-татарской молодёжи альтернативу получению богословского образования за рубежом, где учащиеся нередко «заражаются» экстремистскими идеологиями.

Но уже сегодня крымчане мусульманского вероисповедания могут поступать в религиозные университеты в Москве, Казани, Уфе и других регионах России. По данным Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя за прошлый год, более 100 выпускников крымских медресе продолжали обучение в высших исламских духовных заведениях страны.

Ещё одним чувствительным моментом для крымских мусульман стало увеличение квот на совершение хаджа в составе российской хадж-миссии. В 2015 г. в паломничество по святым местам отправились 323 человека, в 2016-м около 360, в 2017-м – примерно 400, а в текущем году крымским правоверным выделили квоту в 600 мест. Для сравнения, в период пребывания Крыма в составе Украины квота обычно не превышала 100 человек. Кроме того, благодаря дотациям крымского правительства и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования значительно снизилась стоимость паломнического тура – с 3,6 тыс. долл. при Украине до 2,5 тыс. долл. сегодня.

* * *

Несмотря на очевидные улучшения в жизни крымских татар, произошедшие за последние четыре года, киевская хунта и «меджлис» убеждают мировое сообщество в целенаправленных действиях Москвы по уничтожению тюркоязычного этноса. Им выгодно изображать татар в образе угнетённой группы. Но о каком национальном угнетении можно говорить, если «оккупационная», по терминологии украинских агитпроповцев, власть так печётся о культурно-историческом наследии, развивает образование и содействует религиозному возрождению крымских татар? Впрочем, истинное положение вещей иностранных «защитников» не интересует, для них этот древний народ – лишь удобный инструмент давления на Россию и средство для самопиара.

Крымско-татарская культура в Крыму: о чём молчит украинский агитпроп

На празднике «Хыдырлез» в Бахчисарае 5 мая 2018 г.

_________________________

Фото http://www.c-inform.info; https://ria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *