Симоновский суд Москвы 2 февраля удовлетворил иск Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) о замене Алексею Навальному условного наказания по делу «Ив Роше» на реальный срок. Навальный будет отбывать 3,5 года в колонии общего режима. Суд учел, что Навальный провел год под домашним ареста по этому делу, он будет отбывать 2 года и 8 месяцев.
Суд согласился с тем, что Навальный неоднократно нарушал условия отбывания условного наказания, а также скрывался от органов ФСИН уже после окончания лечения в Германии.
В 2014 году Навального на основании иска генерального директора ООО «Ив Роше Восток» Бруно Лепру приговорили по делу о мошенничестве к 3,5 годам условно с испытательным сроком в пять лет. В течение испытательного срока он должен был являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию не реже двух раз в месяц.
Между тем, по данным ФСИН, оппозиционер в 2020 году неоднократно нарушал условия испытательного срока и не являлся на регистрацию. Навальному выносили официальные предупреждения о возможности замены условного срока на реальный. Даже после выписки из берлинской клиники «Шарите» Навальный не ответил на уведомление о явке 23 октября.
В ходе заседания ФСИН просила суд отменить условное наказание и назначить Навальному 3 года и 6 месяцев лишения свободы, а также наложить штраф в размере 500 тыс. рублей. По словам представителя ФСИН, Навальный в 2020 году до госпитализации совершил около 60 нарушений порядка условного приговора, при этом не предоставлял документов, подтверждающих уважительные причины своих неявок.
«Уголовно-исполнительная инспекция полагала, что условно-осужденный Навальный изменит свое отношение к исполнению приговора суда, встанет на путь исправления. Однако условно-осужденный Навальный должных выводов для себя не сделал, не изменил своего отношения к исполнению приговора суда», — отметил представитель ФСИН в суде.
Адвокат Навального Вадим Кобзев сообщил, что защита якобы извещала ФСИН о местонахождении подсудимого в отеле в Германии и прохождении им амбулаторного лечения. По словам Кобзева, Навальный закончил курс амбулаторного лечения 15 января и сразу же вернулся в Россию. «Если бы его не задержали в аэропорту Шереметьево, то он уже в понедельник явился бы в уголовную инспекцию и отметился там», — заявил защитник.
По словам представителя ФСИН Александра Ермоленко, в этой справке указан лишь срок лечения Навального в клинике «Шарите» с 22 августа по 23 сентября. По данным Ермоленко, с 24 сентября Навальный свободно перемещался по Германии, но на связь с уголовно-исполнительной инспекцией не выходил.
Прокурор Екатерина Фролова поддержала позицию ФСИН, подчеркнув, что в представленной справке не указано, что происходило с Алексеем Навальным с 23 сентября по 15 января.
На суд приехали дипломаты примерно 20 посольств иностранных государств: из Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Литвы, Австрии, Германии, США, Латвии, Польши, Канады, Чехии, Швеции и Швейцарии. Комментируя приезд иностранных представителей, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что они не должны вмешиваться во внутренние дела РФ и допускать давление на суд. В Кремле также заявили, что не готовы прислушиваться и принимать во внимание менторские наставления из-за рубежа по ситуации с Навальным.
Когда судья предоставила слово подсудимому, Навальный не согласился с предъявленными обвинениями и назвал себя оправданным по делу о мошенничестве в отношении компании «Ив Роше». При этом Европейский суд по правам человека отказывался признать дело в отношении него политически мотивированным. Судья сделала Навальному замечание, напомнив, что рассматривается дело о замене ему условного срока на реальный, так как он неоднократно нарушал условия испытательного срока. Оппозиционер вступил в перепалку с судьей и прокурором.
Оценивая решение Симоновского суда, эксперты указывают, что в ближайшее время можно ожидать незначительный всплеск протестной активности, который затем быстро затухнет.
«Но его развитие будет идти по всё тем же сценариям: от пика до затухания, примерно в течение месяца. Хотя, и агрессии, полагаю, мы увидим больше. Также надо понимать, что протест в значительной степени лишится своего драйвера. Поэтому я бы ждал попыток вывести новые фигуры, которые постараются замкнуть протестную активность на себя», — подчеркнул глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин в интервью «Интерфаксу».
То, что у здания Мосгорсуда собрались сотрудники посольств разных стран и иностранные журналисты, «хорошо укладывается в тему „Навальный — иностранный агент“», отметил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в Telegram.
Политолог Марат Баширов, комментируя ход судебного заседания, отметил, что у Навального «очень странные адвокаты, которые делают всё, чтобы их подзащитный отправился в колонию.
«Ключевая история — даты и обстоятельства нахождения Навального в Германии. Нет ни деталей истории болезни, ни показаний врачей, мест проживания — полное инкогнито», — написал Баширов в Telegram.
Корреспондент телеканала RT отметил, что «Навальный объясняет свои немецкие приключения и бумажные казусы на примере ребенка, прогулявшего физкультуру по уважительной причине».
По мнению политолога Евгения Минченко, реальный срок выглядит логичным, потому что в последнее время власти демонстрируют, что воспринимают Навального не как самостоятельного субъекта, а как инструмент западных спецслужб. Для лоялистов же реальный срок Навального — это аргумент, что власть всерьез занялась борьбой с «оранжистами» и заговорщиками.
«Для лоялистов непонятно, почему такая снисходительность, что два условных срока, особые условия — по свистку, чтобы выехал за рубеж, по протесту Генпрокуратуры освобождают прямо в зале суда и так далее. То есть особые условия, особое отношение к Навальному достаточно давно раздражает», — приводит слова Минченко радио Business FM.