Отвернулся ли Берлин от Киева?

Отвернулся ли Берлин от Киева?

«Получение Украиной членства в ЕС в обозримом будущем это иллюзия. Киев исчерпал возможности сближения с Западом с опорой на Германию… Киев достиг уже всего, что можно достичь… Население Старой Европы не хочет больше принимать бедные страны, а во Франции, Германии и Италии хватает сил, которые хотят сотрудничать с Россией» – такой откровенный диагноз украинской евроинтеграции поставил известный польский политолог проф. Пшемыслав Журавский вел Граевский (Zurawski vel Grajewski).

Журавский вел Граевский – член Национального совета развития при президенте Польши Анджее Дуде и бывший советник министра иностранных дел Витольда Ващиковского. Признание профессора в бесперспективности надежд Киева на помощь Старой Европы в деле сближения с ЕС идёт вразрез с дифирамбами, которые поют польские СМИ украинской евроинтеграции на протяжении последних семи лет.

Журавский вел Граевский указывает, что в период правления Петра Порошенко Киев делал ставку на Германию как самую влиятельную страну в Европе. О том, что самостийная Украина рано или поздно качнётся в сторону Берлина, польские политики понимали ещё в начале ХХ века. Так, известный государственный деятель Роман Дмовский заранее предрекал уход украинских националистов под крылышко германского кайзера и предостерегал польских русофобов от бездумной поддержки украинского национализма в пику России, поскольку этот национализм обернётся против Польши.

Дмовский доказывал, что «велика соборна Україна» выгодна не столько Польше, сколько Германии, потому что, раздвинув границы Украины до Кавказа, как о том мечтают украинские националисты, Берлин получит доступ к кавказской нефти. Украинским националистам немцы оставят для радости и душевной забавы наслаждение фактом существование самостийной Украины, а себе оставят нефть.

Раздвинуть Украину до Кавказа немцам не удалось, но украинские националисты новой формации продолжают надеяться на Берлин. Но у Берлина в XXI веке совсем иные планы на Украину, в корне отличающиеся от планов столетней давности. Отодвигать восточные границы самостийной Украины вглубь Евразии Берлин не собирается. Он, скорее, настроен на сохранение украинского государства образца 1991 года и намерен проталкивать этот вопрос на дипломатической арене. Однако это не мешает Берлину заботиться о своих интересах и сотрудничать с Москвой там, где он находит для себя выгодным.

Слабые самостийные государства на территории бывшего СССР возникли в начале 1990-х не без политической поддержки коллективного Запада, и Германии в том числе. Запад их поддерживал не для того, чтобы сделать осколки Союза процветающими, а чтобы устранить с политической сцены своего геополитического конкурента (СССР) и заранее создать препятствия для возможного объединения постсоветских республик в будущем. В таком виде бывший Советский Союз существует уже третий десяток лет.

Политический баланс сил между Западом и его конкурентами, в числе которых и Россия, не является раз и навсегда установленной данностью. Сегодня мы видим, что по многим вопросам, особенно в энергетике, Берлин, Париж, Рим готовы взаимодействовать с Москвой, и если Киев пытается подставить ножку, тем больнее будет ножке.

Журавский вел Граевский об этом и говорит. Он призывает киевский режим оставить слепую надежду на Берлин и воспылать надеждой на Варшаву и республики Прибалтики. Эти страны станут теперь опорой Украины в европейской политике и её адвокатами.

Сразу бросается в глаза мелкий масштаб вышеназванных государств по сравнению с Германией. На фоне Германии – ведущего экономического двигателя ЕС – Польша и Прибалтика смотрятся как младшие школьники рядом со взрослыми. Они могут наделать проблем, но жить без помощи взрослых не в состоянии.

Что  может Варшава и Вильнюс (Литва – самая активная прибалтийская страна в европейской политике) без Берлина, Парижа и Рима? Литва самостоятельно не смогла разрешить белорусскую проблему, когда Запад не признал результаты президентских выборов, на которых победил Александр Лукашенко. Вильнюса хватило лишь на то, чтобы приютить сотню беглых белорусских оппозиционеров. Польша сделала то же самое, но в увеличенном размере – приютила побольше оппозиционеров и дала им побольше денег.

Украинская проблема сложнее белорусской, и Польша с Литвой с этой проблемой не справятся. Да они и не хотят с ней справляться. Главный вопрос для них не гражданская война на Украине, а страх перед наступлением мира и прекращением искусственно раздуваемой Западом вражды к России. Без русофобии Украина пойдёт на сближение с Россией, а такая дружба поставит крест на мечтах Варшавы о региональном лидерстве в Восточной Европе.

Польский профессор предлагает Киеву активно сотрудничать с рамках Люблинского треугольника (Польша – Литва – Украина) и проекта «Троеморье», но сразу оговаривает, что членство в «Троеморье» Киеву тоже не светит – лишь плотное сотрудничество на правах ассоциированного участника.

«Троеморье» – проект создания политического и экономического блока государств, расположенных между Чёрным морем, Балтикой и Адриатикой. Цель – вытеснить Россию из европейской экономики, особенно энергетики. Украина уже ассоциировалась с ЕС, и опыт оказался печальным. Практика свидетельствует, что ассоциация с крупными геополитическими объединениями реальной пользы приносит мало, а с объединениями мелкими – ещё меньше.

Варшава за три десятка лет украинской самостийности заманивала Киев во множество блоков и союзов – Восточное партнёрство, ГУАМ, Балто-Черноморский союз, Люблинский треугольник… Почему же Украина до сих пор не процветает от такого обилия предложений политической и экономической дружбы? Потому что все эти предложения от лукавого пана, а не от искреннего союзника.

Варшаве важно «пристегнуть» Украина к себе, чтобы та при первой же возможности не сбежала к России. Польша понимает, что Россия искренне заинтересована в мире на Украине и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве с нею. Варшава спешит предложить Украине хоть что-то, чтобы удержать её при себе. Словеса Журавского вел Граевского о важности сотрудничества Киева с Люблинским треугольником и «Троеморьем» – это повторение старого политического мотива, пропетого польскими политиканами не один раз. Иными словами, Варшава предлагает Киеву ещё раз наступить на те же грабли. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *