Чтобы забрать Курилы, японцам ждать развала России до морковкиных заговений

Чтобы забрать Курилы, японцам ждать развала России до морковкиных заговений

Россия никогда не откажется от Курильских островов, это исключено. Эту аксиому на днях еще раз подтвердил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. При этом он раскритиковал публикации японских СМИ, в которых рассматривается передача территорий после ожидаемой Токио смены власти в РФ.

«Не читайте эти СМИ. Во всех странах, в том числе в Японии, очень много экстремистов, очень много приверженцев таких ультравзглядов и очень много тех, кто пытается этими ультравзглядами заменить конструктивный подход к перспективам развития двусторонних отношений», – заявил он.

Успокаивать общественность, в очередной раз встревоженную за судьбу Курил, пресс-секретарю президента пришлось в качестве ответа на появившуюся в прошлом месяце в японском издании Japan-forward статью под названием «Японии нужна новая стратегия, чтобы вернуть северные территории у России».

В ней авторы сетовали на то, что нынешние власти России упорно не желают отдавать острова, даже пересмотрели свою Конституцию, добавив новый пункт, запрещающий территориальные уступки, а также закон, исключающий даже подобные разговоры. Постоянные напоминания об этом, по мнению авторов, являются грубыми, учитывая позицию Японии.

Не совсем понятно, что грубого в цитировании собственной Конституции и почему российские лица должны вообще постоянно оглядываться на позицию Японии?

Далее авторы пишут, что в прошлом якобы были некоторые проблески надежды на возвращение четырех островов – в соответствии с совместной декларацией 1956 года СССР согласился передать острова Хабомаи и Шикотан, на которые приходится около 7% общей площади северных территорий. Очевидно, авторы или не знают истории или сознательно вводят читателей в заблуждение: согласно декларации 1956 года, СССР согласился не передать два острова, а рассмотреть такую возможность в порядке жеста доброй воли. Разумеется, «не бесплатно». Считается, что условием советской стороны было прекращение американской военной оккупации Японии и вывод военных баз США, что теоретически оставляло передачу островов без последствий для национальной безопасности СССР.

Теоретически. И да, речь шла только о двух островах. Откуда надежды на возвращение четырех?

Как напоминают авторы, в ноябре 2018 года, казалось, был достигнут прогресс, когда тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин достигли соглашения по этому вопросу на саммите Япония-Россия. Действительно, лидеры двух стран договорились, но всего лишь искать варианты решения, исходя из вышеупомянутой декларации. Однако японские СМИ почему-то тогда решили, что это означает безоговорочную передачу Токио четырех островов. Ну или попытались именно так это представить читателям. Разумеется, последних ждало жестокое разочарование.

Авторы цитируемой статьи также указывают, что «диктатор» Сталин «жестоко захватил безоружные северные территории», как вор у костра, нарушив международное право. Забыв, впрочем, упомянуть, что передача Советскому Союзу т. н. северных территорий, а в действительности островов Курильской гряды произошла по итогам Второй мировой войны, в которой Япония была агрессором и капитулировала перед антигитлеровской коалицией. И была эта передача не захватом, а возвращением Советским Союзом отторгнутых у России еще в 1905 году территорий в соответствии с решением Ялтинской конференции и Потсдамской декларацией, предъявленной союзными державами Японии 26 июля 1945 года. Где здесь нарушение международного права?

Далее говорится про «бесчеловечность администрации Путина» про то, что власть в России якобы шатается и Японии следует воспользоваться этой возможностью. «Пришло время сосредоточить все силы на следующей «хорошей возможности» для возврата Японии «северных территорий», – резюмирует автор.

Интересно, о чем это он? Уж не предлагается ли снова развернуть работу японской разведки по дестабилизации России, как это было в 1904-1905 годах, когда японцы не только активно поддерживали сепаратистов в разных частях Российской империи, но и снабжали их оружием?

Видимо, ответ должны додумать читатели.

Все это я воспроизвел для того, чтобы продемонстрировать, что японские СМИ намеренно формируют у граждан искаженное представление о проблеме, оперируя ложными установками, заставляя подумать не знающего истории человека, что острова и впрямь «отобрала по беспределу» злая Россия и не желает, в нарушение всех международных норм, их возвращать. Да еще, мол, и издевается над Японией, принимая «варварские» законы, которые препятствуют диалогу.

О каком диалоге речь, если японские власти (а в то, что мнение СМИ не совпадают с мнением властей, я как-то не верю) сознательно настраивают общество против такого диалога? Не иначе как для того, чтобы самим себе запретить идти на компромисс, своими руками выставляя у себя за спиной заградотряды.

Действительно, японские власти стали заложниками ситуации, причем добровольно. Судя по всему, Синдзо Абэ в какой-то момент и впрямь поверил, что может «вернуть» хотя бы два острова, иначе бы не устроил глупую пиар-акцию с клятвой на могиле отца. Настоящий самурай таким образом отрезает себе пути назад: ему остается или выполнить обещанное, или совершить сеппуку. После этого японские СМИ «заразили» верой в «возврат» общественность. Однако предсказуемо ничего не вышло. Абэ, правда, не стал делать харакири, но на политической карьере пришлось поставить крест, и кажется, проблемы со здоровьем тут не были решающим фактором.

Его преемник Ёсихидэ Суга получил в наследство нерешаемую проблему. Для него плохо даже не то, что она нерешаема, а то, что отложить ее, спрятать, заболтать хотя бы на время нельзя – общество предельно «наэлектризовано». Значит, нам ожидать, что в риторике японских властей и СМИ что-то изменится, не стоит.

Однако не все так радужно и для России. Во-первых, нельзя бесконечно почивать на лаврах победителя во Второй мировой. Да, у нас есть ядерное оружие, которое гарантирует неприкосновенность нашей территории, и ядерная доктрина, допускающая его применение в случае возникновения опасности государственной целостности. Очевидно, это главный фактор, который удерживал и продолжает удерживать Токио от попыток решить территориальный спор силой.

Но ядерное оружие – это последний, самый веский аргумент. А что обычные, неядерные силы?

Военные специалисты не первый год бьют тревогу: возможности нашего Тихоокеанского флота и армейских подразделений на островах уступают растущей военной мощи Японии, которая давно «забила» на «пацифистскую» статью своей Конституции и превратила «силы самообороны» в полноценную армию, регулярно вооружаемую и тренируемую американцами.

В последние годы Россия начала спешно укреплять обороноспособность островов, чем, разумеется, вызвала гневную реакцию японской стороны. На Курилах появились береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», БПЛА нового поколения, развернут дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», а к 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии на Итурупе добавили танковый полк.  А в конце прошлого года на боевое дежурство по противовоздушной обороне на островах заступили расчеты ЗРК С-300В4. 

Но надо отметить, что военный – это лишь один из аспектов проблемы уязвимости Курил. Есть и другой – социально-экономический. Ведь не секрет, что Дальний Восток всегда был наименее развитым и густонаселенным регионом нашей страны, чему способствовали жёсткие природные условия и удаленность от основных транспортных артерий. После распада СССР масштаб проблемы вырос в разы.

С 1989 года население Курил сократилось с 29,5 тыс. человек до 20,8 тыс. человек. Подчеркну, речь о всех островах, включая северные. Если говорить о южных, на которые претендует Япония, то там осталось около 8 тыс. человек на Кунашире, менее 6,5 тыс. на Итурупе и чуть меньше 3 тыс. на Шикотане и архипелаге Хабомаи. Депопуляция стала одним из последствий деиндустриализации: в 90-е массово закрывались предприятия, в разы упал вылов рыбы и морепродуктов, добывали их в основном браконьеры и вывозили в Японию, Южную Корею и Китай.

В этих условиях идея «японских инвестиций» выглядела весьма привлекательно. По всей вероятности, тема возможной уступки Токио двух островов в обмен на эти самые инвестиции действительно в какой-то момент посетила головы кого-то из представителей российских элит. Однако реакция общественности была однозначной: острова отдавать нельзя. Тогда возникла идея совместного использования, но Япония явно не спешит вкладываться в чужие острова, пока все ограничивается заявлениями.

Тем не менее, несмотря на принятые в РФ поправки к Конституции, исключающие даже разговоры на тему передачи территорий, угроза «экономического сепаратизма» особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока никуда не делась и ликвидировать ее полностью можно лишь одним способом – экономическим «привязыванием» регионов, их социально-экономическим развитием. В противном случае Япония может однажды и впрямь заполучить острова и без всякой войны.

Всего в новейшей истории были приняты три федеральных целевых программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов». Первый этап пришелся на 1994–2005 годы, и поставленные задачи были выполнены лишь частично (из 150 запланированных мероприятий было реализовано менее 40). То же можно сказать и о второй программе, рассчитанной на 2007–2015 годы (реализовано 21 из 38 мероприятий), хотя тут следует отметить новый аэропорт на Итурупе, открытый в 2014 году, новые порты, жилые дома, детсады, школы, больницы и даже дороги. На том же Итурупе были запущены два новых рыбоводных завода.

Но самой масштабной оказалась программа 2016-2025 гг. Если на первую программу потратили только 8 млрд рублей, на вторую – 28, то бюджет третьей – 80 млрд.

Помимо собственно строительства в рамках программы запланированы мероприятия по привлечению на острова квалифицированных специалистов, создание на островах территории опережающего развития. Особое внимание уделяется созданию благоприятной социальной среды, повышению качества услуг ЖКХ, организации стимулирующих выплат тем, кто решит переехать на острова на ПМЖ, и всего того, что привлекает людей с материка. Программа также нацелена на развитие коммуникаций, в том числе речь идет о прокладке подводной оптико-волоконной линии для обеспечения жителей островов современным уровнем доступа к Интернету. Наконец, планируется обеспечить полноценное пассажирское и грузовое сообщение между островами, Сахалином и материком.

В рамках программы предполагается, что к 2025 году население Курильских островов превысит отметку в 24 тыс. человек, продемонстрировав прирост в 25% в сравнении с 2013 годом. Кроме того, ожидается, что ежегодный объем частных инвестиций вырастет в 1,5 раза.

По словам нынешнего губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, новая программа развития экономики и инфраструктуры на Курилах исключает любые рассуждения о возможной передаче островов Японии. В самом деле, сочетание ускоренного экономического развития и укрепления обороноспособности этих территорий способствует укреплению российского суверенитета. И это бесит японских реваншистов и экстремистов, пожалуй, больше, чем новые положения нашей Конституции. Отсюда и соответствующие статьи в японской прессе.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *