Как Стамбульская конвенция стала крахом патриархата в Турции

Как Стамбульская конвенция стала крахом патриархата в Турции

Начало марта в Турции ознаменовалось двумя большими событиями: 8 марта в крупных городах страны прошел Марш феминисток (Feminist Gece Yürüyüşü), а на следующий день парламент принял решение создать специальную комиссию для расследования причин преступлений против женщин. Это в очередной раз спровоцировало горячие дискуссии об эффективности Стамбульской конвенции о борьбе с насилием в отношении женщин, вступившей в силу в 2014 году.

На Марше феминисток в Стамбуле звучала привычная повестка о защите прав. Молодежь с плакатами «Женщины-трансы — тоже женщины!», «Женщины не должны расплачиваться из-за кризиса», «Мужчины воруют нашу работу», «Нет насилию над женщинами!» требовала соблюдать их права.

Почему Стамбульская конвенция до сих пор не работает и как среди голосов недовольных женщин были слышны крики представителей секс-меньшинств — читайте в материале международной редакции ФАН.

Пара слов о самой конвенции

Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием является международным соглашением (Kadına Yönelik Şiddet ve Aile İçi Şiddetin Önlenmesi ve Bunlarla Mücadeleye Dair Avrupa Konseyi Sözleşmesi — тур.), подписанным 46 странами 11 мая 2011 года в Стамбуле.

Документ устанавливает уголовную ответственность за различные рода насилие против женщин, в том числе сексуальное, физическое, психологическое и экономическое.

Страны, ратифицировавшие Стамбульскую конвенцию, также обязаны криминализировать преследования, брак, аборт или стерилизацию по принуждению, а также увечье гениталий.

Считается, что с этим документом у женщин стало больше возможностей защитить себя, в том числе в международных институтах. Кроме того, страна-подписант обязуется перед другими государствами внести ряд необходимых изменений в свое законодательство. За невыполнение пунктов конвенции государство могут привлечь к ответственности. Таким образом Совет Европы получил еще один рычаг давления на Турцию.

Кому выгодна Стамбульская конвенция

Очевидно, что договор на руку секс-меньшинствам, неформалам, представителям женских организаций радикальных взглядов. То есть агрессивно настроенным меньшинствам в Турции, чье формирование стало заметным в последние 15–20 лет. Они не только накаляют ситуацию в социуме, но и разрушительно воздействуют на общественную мораль и традиционные ценности.

Тот факт, что секс-меньшинства «подняли голову», говорит о коренных изменениях в турецком обществе. А Стамбульская конвенция прокладывает дорогу этим процессам. Документ дает им право на признание и в каком-то смысле на господство над более многочисленными и функциональными общественными группами.

Меньшинства навязывают большинству политкорректность, борются против сексизма, пытаясь уравнять в правах не только мужчин и женщин, но и геев, лесбиянок и трансгендеров. В этой борьбе они опираются на толкование гендера согласно Стамбульской конвенции.

Согласно статье № 3 документа в это понятие вкладывают «социально закрепленные роли, поведение и деятельность, которые определенное общество рассматривает как присущие женщинам и мужчинам».

Традиционным туркам пытаются внушить идею о том, что мамой не обязательно должна быть женщина, ею может быть и мужчина, если он выполняет обязанности матери. То есть социальные роли больше не связаны с биологическим полом их носителей.

Примечательно, что феминисток не смущает такая постановка вопроса, потому что за счет ЛГБТ растет число «борцов за права».

Что по этому поводу думают сами турки?

«В Турции нет проблемы насилия в отношении женщин, есть проблема насилия в принципе. Ежедневно в стране совершается 4–5 убийств, в среднем одной из жертв является женщина. Но мы слышим только об убийстве женщины, а про остальные убийства СМИ просто молчат.

Даже если в какой-то школе учитель бьет детей, об этом тоже молчат, потому что это насилие в отношении детей, а не женщин. Акты насилия против мужчин, детей или животных по какой-то причине игнорируют. Журналисты слепы и глухи к ним.

Кто освещает новости о поножовщине, если там пострадали мужчины? Зато нападение продавца сладостями на машину беременной женщины покажут по всем каналам. И нет никого более важного, чем женщина. Так давайте не лицемерить и просто бороться с любыми формами насилия», — написал пользователь портала Ekşi Sözlük.

Как конвенция влияет на турецких мужчин

После того как в Турции ратифицировали договор, полицию обязали реагировать на любые обращения женщин. И в этом случае Стамбульская конвенция нередко становится оружием против мужчин.

За вербальные, невербальные или физические, сексуальные домогательства предусмотрено уголовное наказание. К примеру, если мужчина сделал комплимент своей коллеге, а она расценила его слова как домогательства, ему грозит от 3 месяцев до 2 лет тюрьмы. Во время следственных мероприятий подозреваемого отстраняют от работы, что дискредитирует его в глазах окружающих.

Как Стамбульская конвенция стала крахом патриархата в Турции

Важно, что полиция не требует от заявительницы никаких доказательств совершенного преступления, поскольку в турецком обществе давно сложился стереотип о мужчинах-абьюзерах. Такой инструмент давления в руках женщин буквально «кастрирует» турецких мужчин. И они охотнее идут на контакт с иностранками, нежели со своими соотечественницами.

«Мы не можем допустить, чтобы женщины подвергались насилию»

Несмотря на жаркие споры, «за» и «против», у Стамбульской конвенции большой политический потенциал. Договор — «волшебная палочка» для правящей Партии справедливости и развития (ПСР) по части взаимоотношений с электоратом, джокер, который всегда в рукаве.

К примеру, зимой 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что документ нужно пересмотреть и подготовить собственную версию. А через полгода сказал, что если граждане хотят, то нужно отказаться от навязанной Европой конвенции.

Окончательное решение по данному вопросу пока не приняли. Однако 9 марта 2021 года парламент Турции объявил о создании комиссии для «расследования причин насилия в отношении женщин и определения необходимых мер», в которую войдут 19 человек. В течение трех месяцев они должны подготовить отчет и представить его в парламенте.

Турецкие СМИ отмечают, что этот вектор был задан Эрдоганом на 6-м съезде женского отделения Партии справедливости и развития. Тогда он заявил, что «правительство не может допустить, чтобы женщины подвергались насилию».

Произойдут ли изменения в турецкой политике в отношении женщин или это очередной популистский ход — покажет время. Но вряд ли Эрдогану удастся сделать для них больше, чем в свое время основателю Турции Кемалю Ататюрку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *