Как государство защищает инвестиции в нефтепереработку

Как государство защищает инвестиции в нефтепереработку

Правительство утвердило перечень установок по производству жидкого топлива, в отношении которых будет действовать соглашение о защите и поощрении капиталовложений в нефтеперерабатывающие заводы.

Заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов рассказал «Журналистской правде», как данное соглашение поможет модернизировать нефтеперерабатывающие заводы в России.

«В этом году исполнилось десять лет с начала реализации общероссийской программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В рамках программы планировалось увеличить выход светлых нефтепродуктов, глубину переработки и улучшить качество выпускаемой продукции, а также расширить номенклатуру за счет продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для реализации программы по глубокой модернизации, правительство использовало налоговый маневр, в рамках которого были снижены акцизы для моторного топлива более высоких экологических классов. Первоначально это касалось Евро-4 и Евро-5. Начиная с середины 2010-х годов всё, что ниже Евро-5, нужно было оплачивать по более высокому тарифу. То есть компании вкладывались в модернизацию заводов, а за счет более выгодных условий по налогообложению им удавалось быстрее отбить эти средства. Позже добавили кнут: если вы не производите топливо качества «Евро-5», то необходимо заплатить штраф.

Потом случился 2014 год. Начали падать цены на нефть. Кризис продлился до конца 2016 года, фактически до заключения сделки «Опек +». В ходе кризиса у российского государства возникла необходимость в поиске дополнительных средств для пополнения бюджета. Одним из таких источников стал акциз на моторное топливо. С этого периода акциз на моторное топливо стал повышаться. На начало 2014 года – это было примерно 4 рубля на литр, на данный момент – 9, 5 рублей на литр, что привело к ускоренному росту цен на моторное топливо, так как росли затраты на производство. Фактически были ухудшены первоначальные инвестиционные условия, которые обозначались перед компаниями.

К настоящему моменту только в установки вторичной переработки было вложено более 1,5 трлн. рублей. Суммарный объем вложений по очень грубой прикидке составил 3-4 трлн. рублей. Эти деньги нужно было отбивать. Предприятия начали выпускать масла более высокого класса и стоящие на рынке, как на внутреннем, так и на внешнем, существенно дороже. Выпускали бензин с Октановым числом сто, который можно было продавать как премиальный продукт на заправках. Этот продукт не нужен большинству потребителей, но, выпуская подобный продукт, производитель увеличивает выручку. Часть затрат компенсировалась за счет расширения предложения.

Увеличение налогового бремени не могло не сказаться на экономике процесса. Руководство страны было в курсе, что ухудшается не только инвестиционный климат для нефтепереработки, но и текущая деятельность на фоне кризисных явлений.

В 2018 году был кризис на внутреннем рынке нефтепродуктов, который был связан со слабым рублем и дорогой нефтью. Было принято решение о новом витке большого налогового маневра. Придумали гениальнейшую схему: увеличили налог на добычу полезных ископаемых и снизили экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты до нуля. Финансовый блок правительства объяснил это необходимостью снизить зависимость бюджета РФ от конъюнктуры на внешних энергетических рынках. То есть повышаются там цены на нефть или понижаются, нам плевать, потому что у нас будет создана устойчивая система. Но каким образом эта система может быть устойчива, если основное бремя перекладывается на внутренний рынок, добычу, уравнивание внутреннего производителя и внутреннего потребителя нефтепродуктов с внешними?

Если вы платите больше налогов с добываемой нефти, при этом перестаете платить налог с вывозимых нефтепродуктов, то фактически нефтеперерабатывающие заводы оказываются в менее выгодном положении и начинают конкурировать напрямую с заводами в Европе, где у нефтеперерабатывающих заводов положение не слишком радужное: они недозагружены на 17-25%.

Нам говорили – смотрите, там есть недозагруженные заводы, а вы вложили деньги в модернизацию своих заводов. Теперь конкурируйте с ними. Вам создали условия, когда сырую нефть вывозить выгоднее. Минэнерго объяснило Минфину, что эта система не будет работать, так как противоречит производственной практике.

В Минфине сказали, что придумали возвратный акциз и демпферный механизм, которые будут стимулировать углубление нефтепереработки внутри страны и поставки на внутренний рынок и снижать привлекательность внешних поставок, если разница в оптовых ценах на бензин в Европе и на бензин в России будет сильно не в пользу цен в нашей стране.

Сейчас мы столкнулись с тем, что демпфирующий механизм внезапно хорошо сработал при ряде условий. В него была вшита условная цена, от которой рассчитывают конкретный объем средств для возврата налогов, уплаченных нефтяниками в бюджет. Минфин придумал ввести условную цену, которая будет значительно выше той, которая существует на рынке РФ, и в результате подсчетов возвращать средства от условной цены.

Есть глобальный интерес государства и интерес потребителя в этом государстве. Государство в текущем десятилетии обозначило необходимость программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, программа идет и будет длиться в течение ближайших десяти лет. В результате чего глубина переработки нефти на наших заводах должна не просто приблизиться к среднеевропейской глубине переработки, как это произошло сейчас, она должна будет приблизиться к среднеамериканской, которая выше европейской на 10%. Некоторые российские заводы уже превышают среднеамериканскую повестку. Наращивается Индекс Нельсона: мы вошли в новый этап модернизации, в рамках которого увеличивается нефтехимическая составляющая – это сотни миллиардов рублей. Данную деятельность стоит поощрять. Если ее невозможно поощрить напрямую, создадут механизм, по которому инвестиционная деятельность не окажется в ситуации худшей, чем была вчера.

Расширение соглашения о защите и поощрении капиталовложений в нефтепереработку в своей основе содержит главную норму о том, что проекты, по которым были заключены соглашения, защищены от ухудшения условий инвестирования. Если налог (например, акциз на бензин) на момент заключения соглашения составлял, условно, 5 тыс. рублей на тонну, то он таким и должен оставаться. Это решение в рамках программ государственной важности должно увеличить не только качество и эффективность производимой продукции, но увеличить конкурентоспособность наших заводов в мировом масштабе».


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *