Новая нефть, старые проблемы: госкомпания Мексики не может выйти из кризиса

Новая нефть, старые проблемы: нефтяная госкомпания Мексики не может выйти из кризиса

Мексиканская государственная нефтяная компания Pemex в 83-ю годовщину национализации нефтяной промышленностьи объявила об открытии третьего за последние годы богатого месторождения нефти. Однако вряд ли новые резервы смогут оказать существенное влияние на положение мексиканской корпорации.

Международная редакция Федерального агентства новостей рассказывает, почему мексиканская нефтяная промышленность завязла в многолетнем кризисе и как правительство Андреса Лопеса Обрадора собирается ее спасать.

19 марта стало известно об открытии крупного месторождения нефти в юго-восточном штате Табаско. Объем найденных залежей оценивается в 500 млн баррелей.

«За вашими спинами находится разведочная скважина третьего гигантского месторождения, обнаруженного за время работы действующего правительства, которое называется «Дзимпона-1», — заявил глава Pemex Октавио Ромеро Оропеса.

Вместе с соседними месторождениями Расемоса и Валериана объем запасов в штате Табаско составляет от 900 до 1,2 млн баррелей сырой нефти. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор объявил, что в ближайшие два года правительство планирует добывать столько нефти, сколько необходимо для удовлетворения внутреннего спроса — и ни барреля больше. Эта практика коснется и нового месторождения «Дзимпона-1».

«В количественном эквиваленте это означает, что во время моей администрации мы не будем добывать из-под земли более двух миллионов баррелей в сутки», — заявил президент.

В прошлом году среднесуточный уровень добычи нефти на месторождениях Pemex составил 1,705 млрд баррелей.

Запасы на исходе

С 2018 года правительство Мексики и руководство Pemex делают ставку на разведку новых месторождений нефти, поскольку разведанные запасы ископаемого топлива в стране рухнули с 16 млрд баррелей в 2006 году до 7 миллиардов к началу 2018 года.

Главная нефтяная компания Мексики

Снижение запасов и отсутствие новых месторождений стали первой причиной нынешнего кризиса компании. В 2005-2006 годах Pemex сократила добычу ископаемого топлива на 500 тысяч баррелей в сутки. В 2006 году компания ежедневно производила около 3,7 млн баррелей, однако в прошлом году отчиталась лишь о 1,7 млн баррелей в сутки. В 2010 году самые пессимистичные специалисты считали, что запасов топлива в Мексике хватит всего на 10 лет добычи.

Сокращению производства способствовали также финансовые кризисы 2008 и 2014 годов, которые вызвали мировое падение цен на нефть и отказ от наращивания производства. Это спровоцировало рост дополнительных издержек из-за простоя на большинстве НПЗ. Так, если в 2010 году нефтеперерабатывающие заводы Pemex были загружены на 70%, то восемь лет спустя этот уровень оценивался в 50%.

Динамика добычи нефти в Мексике за последние годы

Национализация Pemex

В 2013 году власти страны решились на рискованную меру — полную национализацию компании. Помимо этого либеральная администрация Энрике Пеньи Ньето разрешила иностранным компаниям участвовать в разработке национальных месторождений.

Эти реформы спровоцировали падение интереса иностранных инвесторов к Pemex и привели к сокращению инвестиций — их перенаправили в американские и британские компании, получившие концессии на добычу нефти в Мексике. Нынешний президент, а в то время лидер оппозиции Лопес Обрадор назвал реформу «предательством Родины».

Бывший президент Мексики Энрике Пенья Ньето (2012-2017 годы)

Коррупционный скандал

В 2015 году Мексика не стала исключением из правил и оказалась одной из стран, замешанной в континентальном коррупционном скандале из-за операции «Автомойка» (Lava Jato) в Бразилии.

Министерство юстиции США в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой Мексики выяснила, что бразильская строительная компания Odebrecht с 2010 по 2014 год выплатила около 10 млн долларов мексиканским чиновникам в качестве откатов за получение контрактов.

Самое масштабное антикоррупционное расследование в Латинской Америке

В результате аудита в Pemex было установлено, что подобным образом Odebrecht выиграла тендеры общей стоимостью более 1 миллиарда долларов. В качестве главного виновника и бенефициара коррупционной сделки был назван глава корпорации Эмилио Лоcойя Остин. Едва получив назначение на должность, он скомпрометировал себя, купив дом стоимостью около 38 миллионов долларов за наличные. Следствие выяснило, что он неоднократно получал взятки от Odebrecht, часть которых шла на финансирование предвыборной кампании Энрике Пеньи Ньето.

После увольнения главы прокуратуры по электоральным преступлениям Сантьяго Ньето и последовавшего давления прессы президент признал, что лично встречался с представителями бразильской компании, хоть и отверг получение денег от Odebrecht.

Рост задолженности Pemex

Как и в случае с Odebrecht и Petrobras, коррупционный скандал вызвал падение доверия к Pemex со стороны иностранных партнеров и огромные репутационные издержки. Нынешнее правительство Мексики стремится наказать Энрике Пенью Ньету, продвигая поправку к конституции об отмене уголовной неприкосновенности бывших президентов.

Миллиардное воровство

К перечисленным финансовым потерям Pemex прибавилась активность наркокартелей, которые начали промышлять воровством бензина из нефтепроводов компании. Впервые о новом бизнесе преступных группировок стало широко известно в 2010 году, когда было зарегистрировано 710 случаев нелегальной перекачки бензина.

За следующие три года объемы хищения топлива увеличились в четыре раза. Только в 2014 году Pemex сообщила о краже бензина и дизельного топлива на сумму свыше 1,1 миллиарда долларов, а в 2017 году — более 3 млрд. В ответ на активность преступных группировок корпорация сделала ставку на перевозку топлива в автоцистернах — однако тогда стали пропадать бензовозы. Систематический грабеж в стране, где ежедневно потребляется около 1,4 млн баррелей бензина и дизеля, вызвал беспрецедентный топливный кризис.

В конце декабря 2018 году шесть сетей заправочных станций в Мехико заявили о недостатке бензина, что спровоцировало панику и ажиотажный спрос. С нехваткой топлива столкнулись и три мексиканских аэропорта. К середине января цены на бензин взлетели на 40%, а сотни автовладельцев буквально штурмом брали заправки в нескольких штатах. После этого президент направил более четырех тысяч военнослужащих на охрану всех НПЗ, однако это остановило далеко не всех грабителей.

18 января 2019 года в Тлауэлильпан, штат Идальго, 130 человек погибли и 170 получили ранения в результате взрыва трубопровода. По версии следствия преступники совершили незаконную врезку в трубопровод для выкачивания топлива, что вызвало пожар и взрыв. Тогда власти привлекли армию и полицию к охране трубопроводов.

Горючий бизнес картелей

За сотни краж топлива из трубопроводов несут ответственность мелкие банды, которые в день могут зарабатывать до 10 тысяч долларов на продажах на черном рынке, однако для крупных картелей, поделивших страну на зоны влияния, это многомиллионный рынок. Успешная торговля краденным топливом в огромных масштабах была бы невозможна без «помощи» со стороны Pemex.

С 2006 по 2015 год было арестовано 135 сотрудников корпорации, которые снабжали преступников информацией о подходящих местах выкачки топлива. В среднем коррумпированные сотрудники компании брали взятки суммой около 1000 долларов.

Читать про картель «Лас-Сетас»

Чаще всего в новостные сводки о краже топлива попадают три картеля — «Лос-Сетас», «Новое поколение Халиско» и «Санта-Роза-де-Лима». В 2010 году правительство обвинило «Лос-Сетас» в разливе бензина в Сан-Мартин-Текселукане, где топливо затопило город, а искра превратила улицы в реки огня.

С тех пор вооруженная группировка расширила свое присутствие в нефтеносных штатах от границы с Гватемалой до Техаса, где промышляют торговлей краденного с трубопроводов и НПЗ горючего. По словам одного из бывших членов картеля, доходы «Лос-Сетас» с реализации краденного топлива не меньше, чем с контрабанды наркотиков.

Борьба картелей за топливо

«Новое поколение Халиско» вступили в борьбу за контроль над черным рынком черного золота в 2017 году, бросив вызов «Лос Сетас» в штате Пуэбла — так называемом «красном треугольнике» — месте пересечения многочисленных нефте- и газопроводов. С тех пор один из самых опасных картелей Мексики перебил местных боссов банд, заменив их на своих людей в карибских штатах Тамаулипас и Веракрус, где также сосредоточены месторождения, осваиваемые Pemex.

В штате Гуанахуато члены картеля «Санта-Роза-де-Лима» годами контролировали нелегальную выкачку топлива из трубопроводов, пока в прошлом году не был задержан лидер местной ячейки «Эль Марро» или «Кувалда». В северных штатах Нуэва-Леон продолжается длительная борьба между «Лос-Сетас» и картелем «Гольфо» («картель залива»), который занимается контрабандой горючего в соседний Техас.

Коронавирусный удар по финансам

В 2020 году ко всем бедам Pemex прибавился новый глобальный кризис, вызванные пандемией COVID-19. Повсеместный спад цен на нефть вынудил Мексику сократить уровень добычи нефтепродуктов и пойти на сделку с ОПЕК+, в результате чего в только первом квартале 2020 потери компании составили 23 миллиарда долларов. В компании заявили, что такие убытки были вызваны обесцениванием национальной валюты.

«В декабре 2019 года использовался обменный курс 18,4520 песо за доллар США, а в марте 2020 года — 23,5122. Таким образом, на оценку остатков задолженности существенно влияет обесценивание мексиканского песо по отношению к доллару США», — говорилось в пресс-релизе Pemex.

Падение курса валют

После апрельского краха фьючерсов на нефть ситуация почти не изменилась в лучшую сторону. Компании и правительству не помогла даже практика «хэджирования» (страхования) нефтяных цен.

Мексика ежегодно размещает опционы на сумму около 1 млрд долларов в год на 150 миллионов баррелей во избежание падения стоимости и спроса. В 2019 году информация о хэджировании стала государственной тайной, однако аналитики полагали, что государство и компания застраховали стандартный объем нефтепродуктов по цене в 49 долларов за баррель. По подсчетам Bloomberg, это должно было принести казне Мексики до 6 млрд долларов.

Однако цены на нефть к концу года так и не вышли на докризисный уровень, из-за чего 2020 год стал самым убыточным в истории Pemex. Чистые убытки компании составили 21 млрд долларов, а продажи на национальном и внешнем рынках сократились на 37 и 24% соответственно.

Руководству компании вселяет уверенность в будущее чистая прибыль в последнем квартале в размере 5,5 миллиардов и увеличение уровня добычи нефти до 1,705 млн баррелей в сутки — первое за последние 15 лет. В феврале 2021 года президент Обрадор вновь решил поддержать компанию, анонсировав налоговые льготы и финансовую поддержку на сумму около 4,8 млрд долларов.

Однако подобные меры ранее не спасали Pemex — с 2014 года государство регулярно и безрезультатно помогало компании денежными поступлениями и снижением налогообложения. Аналитики ОПЕК также предупреждают, что в первой половине 2021 года спрос на нефть все еще будет ниже докризисного уровня из-за ограничительных мер. Глобальный спрос на нефть в этом году вырастет на 5,9 млн баррелей в сутки за счет оживления мировой экономики.

За последние 15 лет крупнейшая нефтегазовая компания Латинской Америки превратилась из главного спонсора государства в бездонную яму, где бесследно исчезали миллиарды государственных инвестиций. Будущее Pemex, как и всей экономики Мексики, будет зависеть от ситуации на внешних рынках, курса песо и активности преступных группировок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *