Сможет ли Россия накормить Китай без потерь для себя

Сможет ли Россия накормить Китай без потерь для себя

По сообщению МИА «Россия сегодня», в приграничном городе Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян, Северо-Восточный Китай) в минувшую среду было подписано соглашение о создании «международного логистического процессингового парка приграничной торговли».

Проект нацелен на превращение китайско-российского центра приграничной торговли сельскохозяйственной продукцией в собирательно-распределительный центр для обработки и дальнейшего импорта российского зерна и масличного сырья в Китай.

Объем инвестиций — около 1,8 миллиарда юаней (262 миллионов долларов), запланированная площадь комплекса — 720 тысяч квадратных метров. Строится объект будет в два этапа. Первая очередь проекта будет занимать территорию площадью 210 тысяч квадратных метров с запланированными инвестициями в 500 миллионов юаней (около 73 миллионов долларов).

Как сообщается, «парк будет стимулировать развитие приграничной торговли в этом районе, а также способствовать углублению двустороннего сотрудничества Китая и России». Неплохая новость.

Создавая этот масштабный объект, китайцы, как всегда, смотрят на перспективу. По данным Россельхознадзора, в 2020 году Россия осталась лидером по экспорту зерновых, поставив на мировой рынок 57,5 млн тонн. Причем, объем экспорта зерна из России увеличился в истекшем году на 20%. По данным ведомства, основной объем экспорта пришелся на пшеницу — 38,3 млн тонн. Ячменя продано — 6,1 млн тонн, кукурузы — 3,7 млн тонн, жмыха — 2,2 млн тонн, подсолнечника — 1,4 млн тонн. Таким образом, собрав в минувшем году 132 млн тонн зерна, почти половину мы отправили за рубеж.

Помнится, в конце прошлого года президент Путин устроил выволочку министру экономразвития Решетникову и сельского хозяйства — Патрушеву за рост цен на макаронные изделия, связав этот процесс с экспортом зерновых. Владимир Путин справедливо считает недопустимым рост цен на макарошки при высоких урожаях зерна. Как видим, такая же история и с подсолнечником, в ущерб внутреннему рынку продукт уходит на экспорт. Но эта проблема не производителей и экспортеров, и даже не ритейлеров, а проблема мозгов министров, которые медленно реагируют на мировую конъюнктуру введением соответствующих экспортных пошлин. «Потому что рынок труда напрягается, количество безработных увеличивается, доходы падают, а цены на такие товары растут вне всякой связи с пандемией и производством. Причем здесь пандемия-то? Что не понятно-то? Да всем понятно!» — эмоционально заявил Путин.

Грубо говоря, если вывозить из страны становится выгодней, чем кормить свой народ, производители будут этот делать. Таков закон капиталистического рынка, и задача правительства — регулировать ситуацию, чтобы не доводить до голодных бунтов.

Как известно, Россия располагает огромным сельскохозяйственным потенциалом, который, как и в других сферах используется неэффективно. Так по данным портала «Агровестник», «Российская Федерация обладает 9 процентами посевных площадей в мире и 40 процентами площадей черноземных почв. В то же время валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составляет 5 процентов их мирового производства. Посевные площади составляют около 79,6 млн. гектаров, в том числе посевные площади зерновых и зернобобовых культур — около 46,3 млн. гектаров. Площадь неиспользуемой пашни в 2018 году составляла 20,2 млн. гектаров, из них 1,5 млн. гектаров не используются до 2 лет, 7,8 млн. гектаров — от 2 до 10 лет, 10,8 млн. гектаров — более 10 лет».

Однако, по многим позициям сельхозпроизводства Россия подошла к насыщению внутреннего рынка, и развитие возможно лишь за счет экспорта. Если мы худо-бедно внутри страны обходимся 60 млн тонн зерна, то увеличение его производства зависит от получения новых рынков сбыта. Китай как раз таким является. Кстати, по планам на начавшуюся 14-ю пятилетку развития КНР ежегодно будет производить не менее 650 млн тонн зерна. Основания для таких установок есть: в прошлом году было собрано 670 млн тонн, а пять предыдущих лет урожаи превышали 650 млн. С начала 80-х годов прошлого века КНР удвоила сбор зерновых. Нетрудно подсчитать, что Китай собирает в 5 раз больше зерна, чем Россия. И это не удивительно. КНР — мировой лидер не только по промышленному производству и по многим другим позициям. В частности, Китай производит больше всех в мире зерновых и зернобобовых культур (пшеница, рис, фасоль, горох зеленый), овощей (капуста, морковь, цветная капуста и брокколи, перец чили, огурцы, баклажаны, чеснок, спаржа, лук репчатый, томаты, шпинат, картофель, сладкий картофель), фруктов (яблоки, виноград, киви, персики и нектарины, груши, хурма, сливы, клубника), а также земляного ореха, грибов и трюфелей, арбузов. Но потребности почти полуторамиллиардного населения растут по мере роста его благосостояния. А поскольку в Китае, в отличие от России, в сельхозпроизводстве задействована почти вся пригодная площадь, требуются закупки за рубежом. Китай является вторым после ЕС крупнейшим в мире импортером продуктов, на его долю приходится 10% мирового рынка. Но и китайский сельскохозяйственный экспорт тоже немал — 6 процентов мирового. То есть там много производят и много закупают.

Кратко отметим, что интенсивность в китайском сельском хозяйстве достигается не только за счет сбора в некоторых районах по два урожая в год, но и целенаправленной политикой государства. Для снижения себестоимости и поддержки сельхозпроизводителя в КНР с 2006 года был отменен сельскохозяйственный налог. Среднегодовые отчисления крестьян в бюджеты разных уровней снизились на 130 млрд юаней (около 1,2 трлн рублей). Одновременно государство субсидирует развитие сельхозпроизводства. Лишь в одном 2018 году из бюджета страны на развитие сельского хозяйства был выделен 1 трлн юаней (10 трлн рублей, а все расходы бюджета России в 2018 году — 16 трлн. рублей). Эти средства направлены на повышение урожайности, эффективности сельского хозяйства, новую технику, расширение сельскохозяйственных угодий и другие меры. Для сравнения: в 2018 году на реализацию госпрограммы АПК в России были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 234,5 млрд рублей. Если в Китае отменяют налоги на сельхозпродукцию, то в России — наоборот. С 2019 года российские сельхозпроизводители начали платить налог на добавленную стоимость. Тем не менее, сельхозпроизводители в России добились немалых успехов.

Российское зерно в 2020 году поставлялось в 138 стран мира, а основными покупателями были Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Китай, Бангладеш, Казахстан. Характерно, что Китай здесь не на первом месте, хотя его заинтересованность в поставках зерновых из России высока. И она возрастает по мере повышения потребления пшеницы и других злаковых. В среднем за период 2010—2019 гг. Китай импортировал ежегодно сельскохозяйственной продукции и продовольствия на сумму более 102,9 млрд долл. Наибольший удельный вес в структуре импорта Китая занимают масличные семена и плоды. Около 25 процентов импорта приходится на сою. При этом основным поставщиком являются США со всеми вытекающими последствиями… На самом высоком уровне КНР не раз призывала Россию нарастить производство этой культуры для поставок в Китай, но, увы, пока что мы здесь особых успехов не добились, хотя лед тронулся. Также Китай заинтересован и в закупках в России пшеницы, ячменя и других культур. Хотя КНР не является простым рынком для сбыта, потому что государство там зорко следит за балансом экспорта и импорта, дабы не допускать колебаний цен, как это происходит у нас.

Но непреодолимых преград не существует. Вот еще одна новость в тему. На прошлой неделе Китай начал импорт российского ячменя через провинцию Цзянсу на востоке страны. Конечный пункт поставок — порт Чжанцзяган. Это один из важных центров Китая для ввоза зерновых, а также крупная база масложирового производства и перегрузочный узел для зерновых в бассейне реки Янцзы. Такие поставки выгодны из-за удобных путей сбыта, которые позволяют сокращать издержки и поставлять скоропортящуюся продукцию. Вот, например, на прошлой неделе Китай разрешил поставки молочной продукции еще пяти российским производителям, сообщает пресс-служба Россельхознадзора. Всего экспортировать продукцию в Китай могут 50 отечественных предприятий молочного сектора, включая 14 производителей сухой молочной продукции и 48 компаний — производителей мороженого. Китайцы, которые в массе своей раньше мало потребляли молочную продукцию, сейчас проявляют к ней все больший интерес. В последнее время они распробовали российскую молочку, считающуюся в Китае экологически чистой. Соответственно растут ее поставки в Китай. Но в силу традиций все же главными перспективными продуктами для продажи в КНР остаются зерновые — рис, соя, пшеница, ячмень, масличные и так далее. А также свинина.

Хотя Россия не является весомым поставщиком сельхозпродукции в КНР, по итогам прошлого года продукты стали главным драйвером роста российского экспорта в Китай, прибавив чуть ли не на четверть. И перспективы здесь огромные. Китай в нынешних условиях по некоторым позициям с удовольствием бы переориентировался с заморских поставщиков на близких ему территориально и геополитически. И здесь все зависит от разворотливости отечественных производителей, условий российского рынка, экспортной политики государства и умений наших переговорщиков.

Кстати

Шоколад и мед возглавили список российских продуктов, которые пользуются наибольшим спросом у китайских потребителей и имеют наиболее высокий потенциал для экспорта в Китай. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который провело посольство КНР в РФ в январе-феврале этого года.

В исследовании приняли участие 1800 китайских граждан, находящихся в России и знающих страну. Так, больше всего голосов было отдано за шоколад /75,61 проц./, мед /75,33 проц/ и молоко /73,78 проц./. В десятку самых любимых товаров также вошли йогурт, мороженое, соки, колбаса, уходовая косметика, свежее мясо и изделия из янтаря светло-желтого цвета.

Список российских продуктов, обладающих, по мнению участников опроса, наиболее высоким потенциалом для экспорта в Китай, возглавили шоколад /61,78 проц./, мед /60,94 проц./ и колбаса /57,94 проц./. Респонденты также называли молоко, янтарные украшения, соки, косметику, водку, йогурт и мороженое.

Как отмечается в исследовании, участники опроса в целом считают, что потенциал экспорта российских продуктов в Китай еще не раскрыт полностью, однако возможности для этого имеются, что обещает большие перспективы.

— Рекомендуется, чтобы компетентные органы Китая и России продолжили содействовать взаимной открытости рынков, расширяли экспорт высококачественных российских пищевых сельскохозяйственных продуктов в Китай, — говорится в аннотации к опросу.

Авторы исследования рекомендуют российским предприятиям увеличивать научно-технический вклад в производство, повышать производительность, улучшать рецептуры товаров, нацеленных на китайский рынок, или создавать специальные производства с учетом китайской специфики для локализации российских продуктов в Китае, а также укреплять обмен опытом с предприятиями КНР для расширения рынка и рекламы.

Кроме того, в посольстве КНР заявили, что приветствуют создание представительств организаций российских предпринимателей и союзов предприятий в Китае, активное участие компаний из России в международных импортных выставках в Китае, Кантонской ярмарке и других экспозициях. Помимо этого, приветствуется создание фирменных магазинов в интернете или флагманских магазинах в Китае, активное использование возможностей электронной коммерции, рекламного стриминга и других инновационных форм сбыта, а также повышение узнаваемости и авторитета высококачественных российских товаров на китайском рынке.

Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *