От русских коренных пейзан пригоден Маше пармезан

От русских коренных пейзан пригоден Маше пармезан

Дискуссия вокруг возможного снятия ограничений на поставку в Россию сыра из Италии приобретает характер общего помешательства. Естественно, в канву рассуждений оказываются вплетены ура-патриотические лозунги, разговоры о закате Европы, неодолимой мощи России и заявления горе-предпринимателей, мечтающих сделать бизнес на общем угаре. При этом решение самой «сырной» проблемы лежит на поверхности.

Посол Италии в России Паскуале Терраччано назвал технической ошибкой включение пармезана в список запрещенных к ввозу в РФ продуктов. Напомним, от европейского продовольствия было решено отказаться в 2014 году в ответ на санкции Евросоюза в связи с присоединением Крыма и началом вооруженного конфликта в Донбассе.

По словам итальянского посла, он понимает, что сам по себе вопрос отмены контрсанкций должен решаться вкупе с проблемой ограничений, наложенных ЕС. Однако просил разрешить доступ на российские прилавки итальянского сыра пармезана — пармиджано-реджано, названного так по наименованию провинций-производителей Пармы и Реджо-нель-Эмилии. Как считает посол, Москва могла бы это сделать как жест доброй воли «в адрес страны, которая всегда оставалась дружественной к России».

По оценкам специалистов, только себестоимость производства пармезана в Италии по нынешнему курсу составляет около 1000 рублей за килограмм. С учетом расходов на перевозку, таможенных пошлин и торговых наценок продукт может быть доступен в РФ лишь небольшому числу граждан. Хотя есть немало и тех, кто захочет себя побаловать заграничными яствами на праздник. Но в любом случае допуск пармезана в российские магазины погоды не сделают, если смотреть на ситуацию с точки зрения экономики.

Но вмешалась политика. И вот тут мы видим нечто странное. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова вдруг заявила, что ей «нравятся российские сыры — костромские, краснодарские». Тут же член комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции «Единая Россия» Наталья Боева сказала, что оказывается российские предприятия производят отличный пармезан, который «ничем не хуже итальянского».

Вполне ожидаемо оживились и те, кто считает себя производителем этого самого отечественного «отличного пармезана». Например, предприниматель Олег Сирота, который с 2014 обещает освоить технологию и накормить россиян хорошим продуктом. По его словам, процесс этот действительно сложный, но итальянцы «хитрые» и чуть ли не хотят подорвать российскую сырную отрасль.

И вот тут кроется как раз попытка заменить одно понятие другим. Действительно, за время контрсанкций производство российских сыров выросло в полтора раза. Благодаря этому развивается производство, сельское хозяйство, люди имеют стабильную работу. Но зачем при этом сравнивать одни сорта с другими?

Твердые сорта сыров трудно делать в российских условиях из-за климатических условий, отсутствия традиций и много каких факторов. И тем более к чему говорить, что лежащие на прилавках сырные продукты, которые имеют очень отдаленное отношение к настоящему сыру, лучше товара всемирно признанных сыроварен?

Одновременно мы видим, как реальный вопрос подменяется пиаром. Вышеупомянутый Олег Сирота почему-то контрсанкциями плохо воспользовался. По крайней мере почти на всех форумах и публичных мероприятиях он не столько хвастается, какой успешный бизнес удалось организовать, а уверяет в необходимости оказать баснословную государственную поддержку российским изготовителям пармезана. Не получается сделать, нет умения, а потому государство должно прийти на помощь? Так не проще ли действительно разрешить редкие товары из Европы, а не просить деньги на неосуществимое?

При этом практически не видно, чтобы государство вкладывалось в раскручивание действительно хорошего продукта. Есть, например, уникальная рецептура адыгейского сыра. А есть еще сыры, которые делают в республиках Северного Кавказа. Кто пробовал — знает, что это поистине уникальное лакомство. Натуральное, полезное и не такое дорогое, как из Италии. Но рынок почти полностью захватили агрохолдинги, которые гонят что-то среднее между пластилином и пластмассой.

Независимый экономист, специалист по сетевому ритейлу Андрей Еремеев считает, что политическая шумиха вокруг пармезана может только навредить как покупателям, так и государственным интересам:

— За период контрсанкций отечественные сыровары действительно показали хорошие результаты. Есть даже опыт успешного участия российских сыроваров на международных выставках, там Россия занимает призовые места. Этим, конечно, можно гордиться.

Однако стоит понимать, что российские сыры и импортные отличаются из-за многих причин. Вплоть до того, что природная среда обитания коров в России и Италии разная.

Должна быть здоровая конкуренция между «настоящим пармезаном» (в кавычках), который делается у нас, и настоящим пармезаном (без кавычек), который будет привозиться из-за границы. Тем более, что с учетом политики, которую можно ожидать, российский продукт будет дешевле. И для покупателя появится возможность рублем проголосовать за то, что ему больше нравится.

С точки зрения экономики, Мария Захарова не права. Но есть и политика. Понятно, что если Россия кому-то пойдет навстречу, то и другие захотят. Уместно поставить вопрос, какие санкции с российской стороны может снять Италия. Сложно смешивать экономику и политику. Но если это делать, то надо максимально грамотно. Так, чтобы Россия и Италия не были в накладе.

«СП»: — Сама дискуссия носит странный характер в виде обмена лозунгами.

— Мне не понятны слова Захаровой. Ясно, что существует общий стержень политики, как реагировать на санкции. Обсуждение малейших отходов от этой линии само по себе вызывает удивление. Если бы не обсуждали какие-то поблажки, то всё было бы ясно.

И к чему слова про пошехонский и костромской сыры? Я не берусь судить о том, что на столе у самой Захаровой. Но у большинства россиян в связи с падением заработка, разорением бизнеса денег на хороший сыр просто нет.

Сейчас надо думать не над тем, какой сыр допускать на рынок, а как обеспечить людей нормальной работой, а рубль сделать крепким. Вот тогда россияне и будут просить и пармезан, и сыр с плесенью, и что-то еще.

На текущий момент большинство россиян не имеет денег, чтобы купить пармезан. Они довольствуются сырными продуктами, которые даже сыром нельзя назвать. И странно затевать дискуссию о том, что лучше. Особенно в деревнях, где о пармезане точно не думают.

«СП»: — Зачем нахваливать сорта среднего качества, если можно вложить силы в раскрутку по-настоящему хороших продуктов, которые пока плохо знают?

— Действительно надо культивировать ту культуру сыроварения, которая характерна для той или иной местности. Это лучше, чем закупать за рубежом тоже качественный, но значительно более дорогой продукт. С которым, тем более, потребитель не знаком. А если и знаком, то на уровне, что он где-то что-то прочитал.

Недешевая стоимость производства в Европе и еще расходы на логистику определяют, что сыр из Италии будет занимать очень узкую торговую нишу.

В этих условиях вполне логично адаптироваться к имеющимся условиям. И конечно, не надо вкладываться в дорогостоящие пиар-проекты и заниматься бесплодными дискуссиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *