Штаты безнадежно проиграли России в Арктике

Штаты безнадежно проиграли России в Арктике

Вставший в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given со всей наглядностью и очевидностью поставил вопрос о развитии альтернативных торговых путей, в частности Северного морского пути (СМП) в Арктике вдоль российских границ. Проблема, которая раньше обсуждалась преимущественно в теоретическом ключе, сегодня вышла в практическую плоскость. Для России инцидент в Суэце дает шанс осуществить старые проекты, тем более все возможности для этого есть.

24 марта сильный ветер и плохая видимость сыграли злую шутку с судном Ever Given. Судно длиной 400 метров встало поперек канала шириной примерно 150 метров. К настоящему моменту с обоих концов Суэца скопились сотни сухогрузов, танкеров и балкеров с товарами, общую стоимость которых сложно определить. Жителям разных стран уже анонсировали дефицит и повышение цен на кофе, сахар и ряд промтоваров.

Жизнь была бы намного проще, если бы разные государства более активно участвовали в программах по освоению Арктики. Северный морской путь (СМП) — это прекрасная альтернатива для торговых держав. В полной мере это касается Китая, который больше других торгует с Европой и другими регионами мира.

Прежде в КНР рассматривали СМП как гипотетический вариант, а на деле китайцы строили порты в Пакистане, обустраивала инфраструктуру в Джибути и других африканских странах. Но все усилия, как показала жизнь, могут в один момент стать бессмысленными, так как крутятся вокруг одного ненадежного Суэцкого канала.

Для России развитие СМП это одновременно вопрос об экономической выгоде и проблема стратегической безопасности. Поживиться за счет Арктики и укрепить там свое положение стремятся многие. Только кто реально обладает для этого необходимыми ресурсами?

Ближайший и очевидный конкурент России в этом вопросе — Соединенные Штаты. Только возможностей у них для воплощения амбициозных проектов откровенно мало.

Недавно в американском журнале Business Insider вышел материал, который показывает реальное положение Америки в Арктике. Как выяснилось, сегодня на ходу у США лишь один ледокол Polar Star, который был построен 45 лет назад и принадлежит Береговой охране. По словам капитана судна Уильяма Уотайра, корабль настолько устарел, что многие запчасти для него просто не выпускаются. Поэтому что-то снимают с вставших на прикол судов, а что-то приходится покупать даже в интернет-магазинах. Представляете объявление на eBay: «Куплю гребной винт для ледокола»? Смех смехом, но ситуация именно такая.

Polar Star впервые с 1982 года отправился в Арктику зимой (а летом-то он там зачем? — Авт.), и по возвращении капитан Уотайра жаловался: «Мы взялись за эту миссию, с нетерпением ждали, когда приступим, но экипажу пришлось работать круглые сутки, чтобы корабль смог продолжать движение».
Кстати, второй тяжёлый американский ледокол Healy сломался в одну из последних миссий. Похоже, окончательно. Без надежды на возвращение в строй. Так что если бы, не дай бог, конечно, с Polar Star что случилось, затерло бы его в полярных льдах, как пароход «Челюскин» в 1934 году, и помощь оказать было бы некому. Ну разве что кроме российских ледоколов…
Единственная надежда американцев — планы на строительство двух ледоколов к 2030 году. Но смогут ли они эффективно вести ледовую проводку караванов в районах вечной мерзлоты и тяжелых паковых льдов?

Стоит учитывать еще и тот фактор, что из-за глобального потепления лед вблизи российских берегов начинает таять, маршруты для прохода судов постепенно освобождаются, а сроки арктической навигации становятся дольше. А там, где лед остается, его готовы ломать сразу несколько российских ледоколов, некоторые из них атомные*, которые в отличие от дизельных имеют неограниченный запас хода. А вот американцам придется крошить более толстый лед в более северных широтах, за пределами российских территориальных вод.

Ведущий эксперт Центра военно-политического анализа МГИМО Михаил Александров считает, что Россия имеет неоспоримое преимущество в Арктике перед всеми странами, и это открывает для нашей страны колоссальные возможности:

— Важнейший момент — военно-стратегическая роль Арктики. США пытаются обложить Россию системами противоракетной обороны «Иджис эшор», которые должны сбивать ракеты на взлете и на среднем участке траектории. Они должны базироваться на эсминцах, а также в Японии и Восточной Европе. Пока нет ракеты «Сармат», которая сможет достать Штаты хоть через Южный полюс, главная угроза для Америки — ракеты, которые будут лететь через Северный полюс. И США не в состоянии развернуть ближнюю противоракетную оборону в Арктике.

Россия создала систему опорных пунктов на островах Северного Ледовитого океана. Это позволяет обнаруживать американскую активность.

Второй элемент обороны — российские подводные лодки. Они не могут выйти в Атлантику, так как перекрываются противолодочными системами США. Зато российские подлодки могут стрелять из-подо льда. Мы прекрасно видели, как три подлодки всплыли в Арктике.

Американские подводные лодки в этом регионе очень уязвимы. У России там есть противолодочная оборона, есть инфраструктура на островах, свободно действует авиация.

Конечно, США хотели бы район Арктики перекрыть. Но, как понимаете, с одним старым ледоколом далеко не уедешь.

«СП»: — Помимо военного есть еще и экономический аспект…

— Это очень важная сфера. Сама по себе военная стратегия США базируется на блокировании морских торговых коммуникаций Китая. Самый эффективный способ борьбы с главным конкурентом у США — блокирование путей.

Теоретически можно перевозить товары в Европу железной дорогой через Россию. Но это дорого. А вот через СМП обходить блокаду можно совершенно спокойно. Можно двигаться вдоль российского побережья, выходить через Берингов пролив. То есть китайские корабли всегда будут под прикрытием российской авиации, войск. Тем более, если суда будут идти в российских территориальных водах, тогда США вообще ничего сделать не смогут.

СМП еще важен тем, что после него китайские корабли могут заходить в порты Европы и далее отправляться даже в Латинскую Америку. Это на случай, если Штаты заблокируют проливы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«СП»: — Особую актуальность тема приобретает после перекрытия Суэцкого канала?

— СМП как раз и становится альтернативой. Как видим, перекрыть Суэцкий канал очень легко. Можно, условно говоря, взорвать там один сухогруз, и на длительный срок артерия будет перекрыта. Это теоретически могут сделать террористы. Если же речь пойдет о военном конфликте между государствами, то Суэцкий канал и вовсе становится очень уязвимым.

Но СМП просто так не заблокировать. Если кто и встанет на пути, то можно пойти в обход.

Так что сейчас китайцы должны понять, насколько выгодно сотрудничать с Россией в Арктике.

«СП»: — Какие факторы могут изменить сложившийся расклад сил в Арктике?

— США быстро не смогут догнать Россию. Строительство ледоколов — очень трудоемкое занятие. У Америки не хватает денег на строительство военных кораблей, они сокращают планы по строительству атомных подлодок, крейсеров, эсминцев. Просто чтобы военный бюджет находился в разумных рамках.

Но тут еще вопрос упирается в технологии, строить ледоколы сложно. Надо создавать станки, материалы, нанимать знающих людей. Что-то можно заказать в Финляндии, Канаде. Но американцы не любят деньги отдавать другим странам.

Два ледокола к 2030 году США построят скорее всего. Но это смешно. У России десятки ледоколов, некоторые из них атомные*. А у них только пара дизельных. Какая тут может быть конкуренция?

Тем более, что всё меняется. Что будет с американской экономикой к 2050 году? Если Россия продолжит нынешний курс освоения Арктики, то у страны всё будет нормально.


*В составе российского ледокольного флота сейчас 41 судно разных типов и классов, в том числе четыре с атомной энергетической установкой. Ледоколы принадлежат Росатомфлоту, ФГУП «Росморпорт» и нескольким пароходствам. Кроме того, в составе Северного флота ВМФ находится ледокол «Илья Муромец», для нужда ВМФ строится (пока находится на стапелях) еще один мощный ледокол «Евпатий Коловрат».

Фотогалерея
16 «Тянем-потянем, вытянуть не можем»: попытки восстановить движение по Суэцкому каналу пока безуспешны
Фотогалерея
16 «Тянем-потянем, вытянуть не можем»: попытки восстановить движение по Суэцкому каналу пока безуспешны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *