Суета вокруг Суэца пока ни к чему не привела

Суета вокруг Суэца пока ни к чему не привела

Попытки разблокировать Суэцкий канал пока не увенчались успехом. К танкеру Ever Given подтягивают всё больше буксиров, но их мощности не хватает, чтобы вызволить из песчаной каши судно водоизмещением 220 тысяч тонн.

К середине воскресенья пробка из судов, ожидающих прохода через Суэцкий канал, превысила 230 единиц. Крупнейшая французская транспортная компания CMA CGM Group направила два своих судна, следующих в Азию, древним путем — в обход вокруг мыса Доброй Надежды, а это на две-три недели дольше, большой расход топлива и другие дополнительные затраты для судовладельцев.

По пессимистическим прогнозам разблокировка Суэца может занять те же две-три недели. Но, как ни странно, эта ситуация может быть выгодной России, причем сразу по нескольким причинам.

Эксперты посчитали, что каждый день простоя Суэцкого канала обходится примерно в $ 10 млрд. Уже заговорили о скором повышении цен на бытовую технику, сахар, кофе и многие продукты по всему миру. Во-первых, из-за коллапса на прилавки товары просто не попадут вовремя и возникнет дефицит. Во-вторых, изменение и усложнение логистики закономерно приведет к росту затрат на нее, а значит и на конечную цену для потребителей.

Но куда более интересной может быть ситуация на мировом рынке газа и нефти. Если говорить про газ, то Суэцкий канал — главный путь транспортировки газа из Катара в Европу. И если у Франции есть своя «колонка» в Алжире, то вот другие члены Евросоюза должны будут задуматься о том, где брать газ.

Как тут не вспомнить бесконечное затягивание строительства «Северного потока-2»? Если бы к нынешнему моменту трубопровод был достроен, то многие проблемы были бы решены.

Конечно, изменению может подвергнуться и рынок нефти. Страны Персидского залива отправляли сырье своим европейским партнерам именно через Суэц. Единственное, в период пандемии COVID-19 хранилища были заполнены под завязку, так что некоторое время дефицита на рынке не будет. Но опять же, если ситуация с блокировкой канала затянется, то об альтернативных источниках поставок надо будет задуматься. Вырастут и цены на «черное золото», что теоретически должно сыграть на руку России.

Другой важный аспект — страны Азии могут более активно включиться в проект Северного морского пути (СМП). Для производителей крайне важно, чтобы их товары могли беспрепятственно попадать в Европу.

Директор Отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что затянувшаяся блокировка Суэцкого канала может сыграть на пользу РФ:

— На рынках газа и нефти всё будет зависеть от длительности блокировки канала. Если она продлится недолго, то можно ожидать небольшой корректировки цен. Но если история будет долгой, то это повод для роста цен.

Придется менять всю систему логистики, а это увеличивает затраты на перевозку. Нефтеносные страны должны будут увеличивать цены. Хотя судовладельцы выиграют в этой ситуации, они смогут больше заработать на перевозках.

В принципе рынок нефти и газа очень гибкий. Те же газовозы из Катара и танкеры с нефтью из других стран можно просто направить в восточные страны, а в Атлантике поставки будут идти из других государств.

«СП»: — То есть, можно говорить о возможности передела рынка?

— Будет естественная логистическая адаптация. Если с европейского рынка уйдет газ из Катара, то потребуются иные источники сырья. Ничего в этом критического нет, так как сеть гибкая.

Есть российские трубопроводы, есть норвежский газ. Эти источники могут оперативно реагировать на спрос и обеспечить балансировку рынка. Если бы этого не было, то газ быстро вырос бы в цене.

Определенные выгоды получают США, которые могут нарастить СПГ в Европу.

Аналогичная ситуация складывается с нефтью.

Кстати, выгоду получат даже те, кто отправил в рейс застрявшие сейчас суда. Будет общий рост цен на мировом рынке, и он компенсирует затраты из-за вынужденного простоя. То есть негативное событие приводит в итоге к повышению цен и многие выигрывают.

«СП»: — Может ли повыситься значение проекта Северного морского пути в этой ситуации?

— Нынешние события мало повлияют на ситуацию с СМП. Сейчас там есть проблемы с проходом зимой. Да и что касается рынка нефти и газа, то проблемы в Суэце затрагивают другие центры.

Нефть и газ проще всего везти через Суэцкий канал. Если он не работает, то придется огибать Африку. Северный морской путь в этом плане неудобней.

Но стоит обратить внимание на другие вещи. Есть возможность строительства дублера Суэцкого канала, а также расширение самого Суэца.

Конечно, более востребованным может стать направление железнодорожных перевозок через Россию. Кстати, можно вспомнить, что до нынешнего инцидента проблемы с Суэцем возникали из-за большого грузопотока.

Северный морской путь при этом не очень удобен. Просто в южных широтах существует большое количество портов, то есть существует инфраструктура для движения судов. Выстроить такую же вдоль СМП будет достаточно сложно.

Вообще о СМП и железнодорожных перевозках более уместно говорить не с точки зрения транспортировки нефти и газа, а с точки зрения отправки китайских товаров в Европу. И за последние годы транзит товаров через территорию России увеличился вдвое.

Фотогалерея
16 «Если долго мучиться, что-нибудь получится»: контейнеровоз Ever Given удалось снять с мели
Фотогалерея
16 «Если долго мучиться, что-нибудь получится»: контейнеровоз Ever Given удалось снять с мели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *