Экономика

Севморпуть побил Суэц его же оружием

class=»post_img»>Севморпуть побил Суэц его же оружием

Глобальный транспортный коллапс, случившийся из-за застрявшего на неделю посреди Суэцкого канала контейнеровоза Ever Given, лишний раз обозначил безопасность и устойчивость Северного морского пути — главной российской магистрали.

В понедельник, 29 марта, Минэнерго РФ объявило, что магистраль «обладает высокой степенью безопасности и занимает конкурентные позиции как по стоимости транспортировки, так и по надежности по сравнению с альтернативными маршрутами».

С аналогичными заявлениями выступила пресс-служба «Росатома» (это инфраструктурный оператор проекта), а также несколько чиновников, в том числе заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов и посол по особым поручениям российского МИДа Николай Корчунов.

С подобными заявлениями трудно не согласиться. Тем более что перспективы развития Севморпути за последние дни активно обсуждала иностранная пресса, причем не только из западных стран (скажем, американское деловое издание Business Insider, лондонская деловая газета Financial Times или американская The Washington Post). Ряд публикаций северной магистрали посвятили влиятельные издания Азии — Китая, Японии, Южной Кореи — которые также напрямую заинтересованы в развитии Севморпути.

Климатические риски дороги для страхователей

Business Insider отмечает, что очень уж много политических и экономических усилий Россия вложила в развитие Севморпути. Благоволит России и глобальное потепление, которое позволяет сделать северный маршрут судоходным на протяжении 9−10 месяцев в году.

Президент Владимир Путин распорядился, чтобы к 2024 году объем грузов, перемещаемых по Севморпути, вырос до 80 миллионов тонн по сравнению с примерно 11 миллионами тонн в 2017 году. Темпы пока соответствуют президентскому поручению: так, по итогам прошлого года реальный грузопоток по Севморпути, несмотря на ухудшение глобальной конъюнктуры из-за пандемии, составил 33 млн. тонн. Если в 2019 году по Севморпути было совершено 37 грузовых перевозок, то в прошлом году это количество увеличилось до 62.

Вместе с тем, в интервью Business Insider Элизабет Бьюкенен из Университета Дикина, базирующегося в Австралийском военном колледже, отмечает, что транспортировка по Севморпути по-прежнему дорога. И связано это с ценой страхования грузов, выросшей именно из-за непредсказуемости арктической погоды в условиях глобального потепления.

Неравномерны и два вектора развития Севморпути. Так, большая часть грузов, отправленных по Севморпути, следует на запад, в то время как транзит между Европой и Азией остается скромным.

Подземные газохранилища Европы истощились

Financial Times отмечает, что развитие новых межконтинентальных альтернативных маршрутов с коротким плечом, неизбежно. Газета, однако, подсчитала, что при нынешнем уровне развития Севморпуть вряд ли может быть реальной конкуренцией Суэцкому каналу. По северным морям за прошлый год было перевезено 33 млн. тонн, в то время как по Суэцкому каналу ежедневно следует 3 млн. тонн грузов.

Вместе с тем, опрошенные изданием эксперты отмечают, что нужно смотреть на многолетнюю перспективу, а она благоприятна для России. На фоне инцидента в Суэцком канале уже вырос спрос на железнодорожные грузоперевозки по России, а заказы на грузоперевозки по Транссибирской магистрали с 23 марта, когда и началась блокировка Суэцкого канала, — выросли многократно.

Кроме того, блокировка канала оказалась мощным толчком для развития российского нефтегазового сектора. Отечественный газ и нефть почти не следует по Суэцкому каналу, так что перебоев с их доставками потребители не ощутили. В то же время стоимость нефти эталонной смеси Urals несколько выросла, как и спотовые цены на газ в Европе. А это основной экспортный продукт России.

Причем газовый рынок имеет еще больший потенциал роста. Один из крупнейших в мире производителей сжиженного природного газа, отправляющий в неделю по пять газовозов в Европу через Суэцкий канал, — это Катар. Из-за инцидента застряли газовые катарские грузы весом 500 тысяч тонн. И это открывает возможности для России, которая уже предлагает европейцам свой газ для пополнения истощившихся подземных запасов, говорит Financial Times руководитель отдела рынков газа и электроэнергии аналитической компании Rystad Карлос Торрес Диас.

Каждый ледокол — по миллиарду долларов

Американское деловое издание Financial Management приводит данные исследования Нидерландского бюро анализа экономической политики: в перспективе две трети мирового торгового траффика, проходящего через Суэцкий канал, будут перенаправлены на Севморпуть. Произойдет это не ранее чем к 2030 году, когда из-за глобального потепления весь маршрут будет свободен ото льда.

Кстати, согласно последнему климатическому отчету Росгидромета, таяние льдов быстрее всего происходит в Западной Сибири. В нескольких региональных измерительных пунктах Росгидромета зафиксировано, что таяние льда за десятилетие превысило 20 см. И оно ускоряется.

Ну а пока экологи смотрят на изменения с тревогой, ожидая климатических катаклизмов, владельцы судоходных компаний подсчитывают потенциальные прибыли. Рост поставок по Севморпути приведет к мультипликативному эффекту: снизится стоимость фрахтования судов, и в целом — транспортных издержек. Правда, чтобы обеспечить бесперебойную навигацию, необходимо увеличивать ледокольный флот до 35−55 судов.

Учитывая, что каждое такое судно стоит около $ 1 млрд., это еще и перспективный рынок для производителей ледоколов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *