Хлопок как рычаг геополитики

Хлопок как рычаг геополитики
Почему рекордно взлетели мировые экспортные цены на хлопок-сырец
Игорь Шепилов
05.04.2021

За последние 2 месяца цены на хлопок-сырец выросли в мире на 25-30%. В России, традиционно импортирующей это сырье, могут остановиться многие предприятия по переработке хлопка. Такая ситуация стала прямым следствием политики США по «сдерживанию» КНР ввиду якобы «использования бесплатного труда угнетаемых уйгуров»* и — продвижение в зарубежье своего, наиболее дорогостоящего хлопка.

Тем временем российский Минпромторг на днях опроверг экспертные прогнозы о неизбежном, притом резком, подорожании в РФ одежды и других изделий из хлопка. Поскольку, по оценке ведомства, внутренний спрос на эти товары остается низким, и их производители вряд ли рискнут намного повысить свои расценки.

Но в любом случае, поскольку КНР — среди основных производителей хлопкового сырья (до 20% в общемировом экспорте), то американское эмбарго не может не сказаться на его мировых ценах.

При этом США сами ввозят небольшие объемы китайского сырца, ибо он сравнительно дешев. А свой сырец поставляют, в основном, на экспорт. Политические же внешнеторговые санкции Вашингтона отражаются на мировой конъюнктуре. Ибо мировые цены на большинство видов сырья устанавливаются на товарных биржах США. То есть, в данном случае, дешевый товар по политическим мотивам вымывается из биржевых котировок взамен дорогостоящих аналогов. Да еще и с повышением теми же биржами мировых цен.

Похожая ситуация, напомним, наблюдалась в 80-х гг. прошлого века, когда в связи с вводом советских войск в Афганистан США с Великобританией и Канадой в 1980-м ввели эмбарго на поставки высокотехнологичного оборудования в СССР. То же сделали и другие страны Запада, более чем наполовину сократившие свои поставки в Союз. В результате, мировые цены на высокотехнологичное оборудование взлетели более чем на треть. Из-за этого в СССР остались нереализованными не менее 10 крупных индустриальных проектов в цветной металлургии, нефтегазохимии, лесохимии, фармацевтике, приборостроении, трубопроводном, железнодорожном, портовом строительстве.

Словом, американская сторона не впервые «обкатывает» схему взвинчивания цен на многие виды сырья, от которого зависят другие страны.

Как отмечает президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин, «так было, например, с недавними запретами на импорт в США хлопка-сырца из Турменистана и Узбекистана (2017-2019 гг.) — основных поставщиков этого сырья в РФ. В результате, мировые цены на сырец поднялись не менее чем в полтора раза». При этом США — среди крупнейших экспортеров сырца (около 15% в мировом экспорте).

Потом, поясняет А. Разбродин, эти запреты были сняты или ослаблены, но цены, естественно, уже закрепились на высоком уровне. А это, в свою очередь, привело примерно к 30% удорожанию российского импорта хлопка.

Для большинства стран-поставщиков сырья политические акции такого рода — сигнал для взвинчивания экспортных расценок. Что, разумеется, повышает на длительное время расходы стран по импорту сырьевой продукции. Так что санкции США против китайского хлопка ведут к удорожанию импортного сырца в том числе и для РФ.

А в более широком контексте, всё это способствует укреплению общемировых позиций доллара США, ибо и хлопковые цены котируются, в основном, в этой валюте. Порочный неоколониальный круг, таким образом, замыкается…

Впрочем, рост мировых цен на хлопок частично связан и с тем, что страны Средней Азии и их некоторые «хлопковые» соседи (Турция, Иран, Пакистан), а также Бразилия — весьма крупные производители-экспортеры хлопка — всё активнее с начала 2010-х сокращают экспорт сырца и его полуфабрикатов. Взамен наращивая экспорт, в том числе в РФ, готовой продукции из хлопка.

А ещё дело в том, что Запад уже которое десятилетие противится созданию «хлопковой ОПЕК» — международной организации стран-экспортеров сырья, с функциями регулирования производства и экспорта.  

Сегодня в созданном еще в 1939-м по инициативе США «Международном комитете по хлопку» (МКХ) со штаб-квартирой в Вашингтоне представлены 29 стран, включая РФ. В его составе крупнейшие игроки мирового хлопкового рынка, чьи корпорации оказывают решающее влияние на расценки по этому сырью: США, Евросоюз, Австралия, Швейцария (их союзники в комитете — Турция, Южная Корея и Тайвань). В такой ситуации участвующие в комитете развивающиеся страны-поставщики, в лучшем случае, имеют лишь второстепенное влияние на мировые хлопковые цены.**

Простая же трансформация МКХ в аналог ОПЕК в сложившихся условиях просто невозможна: ныне это сугубо «фиксирующий» орган. Что подтверждает и Минэкономразвития РФ: Комитет «предоставляет статистику по мировому рынку хлопка и выявляет происходящие изменения, выполняет функции координационного центра по технической информации о хлопке и хлопчатобумажных изделиях. А также представляет международную индустрию хлопка в учреждениях ООН и других международных организациях. МКХ также служит форумом для проведения обсуждений». Характерно также, что это единственная международная организация, где участвует не КНР, а «Китайская республика на Тайване». Что тоже облегчает комбинации США против хлопка из КНР. Кстати, КНР ещё при Мао Цзэдуне предлагала, чтобы в МКХ входили только страны-экспортёры с функциями коллективного регулирования: производство-экспорт-цена, и чтобы удалить штаб-квартиру из Вашингтона, а также убрать Тайвань из числа участников. Но Запад и его союзники это поныне отвергают, сами хлопко-экспортирующие и другие страны-участницы, в основном, остаются «нейтральны» по этим вопросам. Опасаясь, видимо, санкций Запада.

Словом, хлопок — тот же рычаг геополитики США и, в целом, Запада.

* Свыше 70% хлопка-сырца в КНР производится в западнокитайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Его доля в китайском экспорте сырца — около 80%, в том числе в экспорте в РФ — более 80%.

** Страны – участницы: Аргентина, Австралия, Евросоюз, Бангладеш, Бразилия, Буркина-Фасо, Камерун, Чад, Кот-д’Ивуар, Египет, Индия, Казахстан, Кения, Южная Корея, Мали, Мозамбик, Пакистан, Россия, ЮАР, Судан, Швейцария, Тайвань, Танзания, Того, Турция, Уганда, США, Узбекистан, Зимбабве.

Специально для «Столетия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *