Проблема Каспия рассорит Россию с Азербайджаном, Турцией и Туркменией

В ближайшее время Россия рискует получить еще одну точку напряженности на своих южных границах. Ею может стать Каспийское море, а нашими противниками – вновь Турция, а также примкнувшие к нему Азербайджан и Туркмения. Что же дает основания так полагать?

Проблема статуса Каспия возникла в 1991 году после распада СССР, когда вместо двух стран его вдруг понадобилось делить на пятерых. Также не вполне понятно было, как его классифицировать, как озеро или море, и какие правовые нормы при этом применять. Повышенный интерес к данному водоему обусловливался его крайне удобным географическим положением, а также богатейшими природными ресурсами (углеводородами и ценными породам рыб). В 2018 году в многолетних переговорах произошел прорыв, и вопрос был урегулирован в соответствующей Конвенции. Но, возможно, было бы лучше и дальше оставить его подвешенным на неопределенно долгое время. И вот почему.

Во-первых, определение правового статуса Каспия принципиально открыло дорогу строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Европу. Запасы туркменского природного газа оцениваются в 19,5 триллиона кубометров, однако его сбыт ограничен только азиатским и российским рынком. При этом Китай покупает «голубое топливо» по заниженным ценам в оплату кредита, на который и осуществлялось строительство трубопровода. Среднеазиатская республика крайне заинтересована в выходе на богатый европейский рынок.

Мощность предполагаемого Транскаспийского газопровода должна составить до 30 миллиардов кубометров в год. Он может пройти по дну моря с выходом на территорию Азербайджана и Турции, а там через Трансанатолийский газопровод присоединиться к Трансадриатическому и выйти на рынок Южной Европы. Ориентировочная стоимость проекта составляет 5 миллиардов долларов. Газопровод выгоден всем его участникам, кроме «Газпрома» с его «Турецким потоком», который, к слову, сам использует в качестве ресурсной базы среднеазиатский газ.

Подписанная в 2018 году в Казахстане Конвенция о правовом статус Каспийского моря открыла дорогу для строительства альтернативного газопровода, поскольку, в соответствии с ней, согласия России более не требуется. Необходимо разрешение только соседних стран, а не всех пяти. Если посмотреть прессу остальных прикаспийских республик, можно увидеть, как там радостно потирают руки, с нетерпением ожидая отмашки на старт. Зачем Кремль подписал такое, непонятно. Если сейчас Москва заявит, что имела в виду вовсе не это, а нечто другое, то конфликта с Азербайджаном, Туркменией и Турцией не избежать.

Во-вторых, Каспий становится ключевой точкой в реализации масштабного инфраструктурного проекта «Средний коридор», который должен соединить единым транспортным коридором Китай, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан через данную акваторию. А теперь, после разгрома Армении в Нагорном Карабахе и принудительного открытия сухопутного коридора к Нахичевани, напрямую и Турцию. Анкара намерена стать «окном Пекина в Европу», превратив свою страну в «логистическую супердержаву». И она уже очень много сделала для этого. Турция запустила в строй подводный Евразийский туннель, который соединил европейскую и азиатскую части Стамбула. Проезд по нему платный и составляет 15 лир. В этом городе открыт новый аэропорт, а поверх Босфора был построен уже третий мост. Президент Эрдоган на его торжественном открытии заявил:

Мы построим подобный мост через пролив Дарданеллы и ускорим строительство Стамбульского канала, а за ними последуют новые проекты.

«Султан» активно продвигает идею строительства альтернативного Босфору канала Стамбул, проход через который также будет платным. Анкара намерена провести модернизацию своих железных дорог и сразу трех портов: Мерсин и Чандарлы-он-те-Агеан в Восточном Средиземноморье и Филиос на Черном море. Но все это требует огромных инвестиций со стороны самого Китая, и потому президент Эрдоган в Нагорном Карабахе доказал свою решимость в продвижении национальных интересов Турции в глазах партнеров. Что конкретно даст ей «Средний коридор»?

Прежде всего, участие в инициативе «Нового шелкового пути» означает приход в Турцию китайских инвестиций, на которые Пекин не особо скупится. Транспортный коридор из Азии в Европу будет способствовать развитию тех регионов страны, через которые он пройдет. Реализация «Среднего коридора» позволит Анкаре стать крупным региональным торговым хабом и диверсифицировать турецкую экономику, отобрав часть транзитных потоков у России с ее «Северным коридором». Почему обо всем этом в Москве не думали, в 2018 году с гордостью подписывая Конвенцию по правовому статусу Каспия, и глядя в 2020-м как Азербайджан при помощи Турции «раскатывает» Армению в Нагорном Карабахе, совершенно непонятно. Но теперь у нас образовалась еще одна рукотворная проблема на южном фланге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *