Когда президентский Ил-96-300 сможет стать «народным самолетом»

Три десятилетия «рыночных реформ» привели к тому, что российское небо практически безраздельно принадлежит западным корпорациям Boeing и Airbus. События, последовавшие за украинским Майданом 2014 года, показали пагубность подобной зависимости. Сегодня отечественное гражданское авиастроение встало на путь возрождения. В ближнемагистральном сегменте ставка сделана на полностью «импортозамещенный» Sukhoi SuperJet New, в среднемагистральном – на перспективный МС-21. А чем мы сможем ответить на вызовы времени в дальнемагистральном сегменте?

В данном направлении имеется проект совместного российско-китайского лайнера CR929, но основное его производство будет находиться в КНР, поэтому возьмем его за скобки. Зато с советских времен Россия располагает уже готовым широкофюзеляжным лайнером Ил-96, который успешно использует сам президент Владимир Путин, а также министр обороны Сергей Шойгу. Чем не реклама надежности самолета, которому доверяют перевозить первых лиц страны? Что же мешает началу коммерческой эксплуатации обновленного Ил-96-400М?

Сперва скажем несколько слов о «Борте №1». Президентский Ил-96-300ПУ был создан в Воронеже по специальному заказу. Технически это очень надежная машина, оснащенная четырьмя двигателями, полностью собранная из комплектующих отечественного производства. Летая на Ил-96, президент Путин может выполнять сразу несколько задач.

Во-первых, это самый настоящий воздушный командный пункт главы государства, о чем говорят литеры ПУ в названии самолета. Из него президент может руководить страной и оперативно принимать стратегические решения, вплоть до начала ядерной войны. При этом его безопасность обеспечивается комплексом «Президент-С», который должен защищать «Борт №1» от поражения авиационными и зенитными ракетными системами. Более подробная информация по данному вопросу является секретной.

Во-вторых, данный лайнер, сделанный по специальному заказу, является самым настоящим «летающим Кремлем». Салон, где президент может принимать представителей иностранных государств, богато украшен работами лучших мастеров в ювелирном и гравюрном деле. Это делает Ил-96-300ПУ уникальным и весьма дорогостоящим самолетом.

В-третьих, используя его, президент подчеркивает, что Россия по-прежнему входит в очень узкий клуб авиастроительных держав, способных производить дальнемагистральные лайнеры. Прочие предпочитают продукцию американского Boeing или европейского Airbus.

Разобравшись с замечательным президентским самолетом, осталось понять, почему же вся остальная наша страна не летает на собственных широкофюзеляжных самолетах. И правда, Ил-96 очень надежен, производится из отечественных комплектующих, использует проверенные временем российские двигатели. Отчего же национальные авиакомпании отказались от его эксплуатации в пользу американских и европейских лайнеров?

Ответ кроется в коммерческой неэффективности. В отличие от Boeing и Airbus соответствующего класса, наш Ил-96 оснащен не двумя, а четырьмя авиадвигателями. Поскольку силовых установок на нем вдвое больше, соответственно выше и эксплуатационные расходы. Что несущественно для «Борта №1» и других самолетов специального летного отряда, то критично для рентабельности бизнеса воздушных перевозчиков. Именно поэтому замечательный Ил-96 производится малым сериями. Но можно ли как-то выправить эту ситуацию и сделать наш дальнемагистральный лайнер конкурентоспособным с американскими и европейскими?

На самом деле, определенные шаги в данном направлении уже делаются. Прежде всего, следует упомянуть про разработку обновленной версии лайнера под индексом Ил-96-400М, которая была начата в 2017 году. Его фюзеляж удлинен на 10 метров, что увеличило пассажировместимость до 400 человек. Это уже сопоставимо с европейским A330-300, который в зависимости от компоновки салона может перевезти от 295 до 440 пассажиров, а также с американским 777-200, что может принять на борт от 305 до 440 человек. Уже совсем неплохо.

Однако полностью изменить картину может установка на Ил-96-400М вместо четырех двигателей ПС-90А1 двух более мощных ПД-35. Это перспективный двухконтурный турбовентиляторный авиационный двигатель сверхбольшой тяги от 33 до 40 тонн на взлете. По сути, это масштабированная и усиленная версия ПД-14, который уже прошел сертификацию для среднемагистрального лайнера МС-21. Разработка новой силовой установки началась в 2016 году, в 2023 году ожидается демонстратор, а полететь первый Ил-96-400М с ПД-35 может уже в 2025-м. Серийное производство ПД-35 должно начаться в 2028 году. Данный сверхмощный двигатель будет устанавливаться как на обновленный отечественный Ил-96, так и на совместный российско-китайский CR929.

Стало быть, примерно к этим срокам наша страна сможет получить собственный 100%-национальный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который будет вполне соответствовать всем современным требованиям. И это очень хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *