Литва продолжает гноить в тюрьме безвинно осуждённого россиянина Юрия Меля

Литва продолжает гноить в тюрьме безвинно осуждённого россиянина Юрия Меля

В марте 2014 года в Литве по приказу властей этого государства был схвачен полковник российской армии в отставке Юрий Николаевич Мель. Россиянина обвинили в участии в «вооруженной агрессии» против литовского народа на том основании, что 13 января 1991 года Мель, будучи 22-летним лейтенантом-танкистом, находился в составе советского воинского контингента, штурмовавшего телевышку в Вильнюсе. Никто и никогда не смог вменить Мелю больших прегрешений, чем три холостых выстрела в воздух из танкового орудия, но наказание за это «преступление» оказалось предельно суровым.

Наконец 12 марта семилетний тюремный срок, вынесенный Мелю литовским судом, истёк. Однако на свободу россиянин не вышел – ему «накинули» ещё три года…

«Семёрка» стала «десяткой»

Сначала литовский суд распорядился оставить Меля под стражей ещё на 20 суток. А 30 марта было заявлено: «Суд увеличил срок заключения Юрия Меля на три года – и приговорил его к совокупному сроку тюремного заключения сроком на десять лет». Мель, по словам его представителей, воспринял своё новое несчастье спокойно. Оно не стало для него неожиданностью: о том, что литовский суд намерен ужесточить приговор, заговорили ещё осенью прошлого года. Отставной офицер заявил: «Когда суд продлил срок на двадцать дней, я уже понимал, что будет дальше. Старался быть морально готовым».

Защитник Меля Ришардас Бурда отмечает: «По его настрою я вижу, что он настоящий офицер – открытый, честный, прямолинейный, порядочный. Он держится очень достойно. У Юрия не было иллюзий по поводу срока заключения, он был уверен, что срок увеличат. Для него не стало неожиданностью то, что апелляционный суд принял решение о его аресте после семи лет в заключении. Мы, как адвокаты, надеялись на поиск судом какой-то золотой середины, успокаивали его: ну, годик добавят, это можно потерпеть. А получилось, что Юрий, увы, был полностью прав в своих ощущениях и оценках литовской Фемиды…» Другой адвокат осуждённого Галина Кардановская сообщила: «Мы будем подавать кассационную жалобу. Я уже встречалась с Юрием Николаевичем, и мы этот момент обсудили».

 Бурда добавляет, что в разговорах со своими юристами Мель, помимо обсуждения деловых вопросов, нередко предаётся воспоминаниям о былом. «В частности, рассказывает о службе в погрничной зоне Афганистана, в других подразделениях. Он иногда говорит: «Меня всю жизнь пытались заставить плакать, а не смеяться, не улыбаться, не быть в приподнятом настроении. Когда я был лейтенантом, старший офицер угрожал мне: “Лейтенант, ты у меня будешь плакать!”». Будучи полковником, Юрий тоже не раз слышал: «Ну мы тебя заставим плакать!» Мне кажется, сейчас он вывел для себя некую формулу, линию жизни: в любой ситуации не терять чувства юмора и не падать духом. В этом смысле он действительно очень сильный человек», – добавляет Бурда. 

Реакция российской стороны на новый удручающий поворот в судьбе Меля оказалось предсказуемо жесткой. «На своей же территории, причисляемой, как они это называют, к «пространству демократии», по логике литовских руководителей, властям можно творить любое беззаконие, грубо и цинично манипулировать правосудием в политических целях. Выражаем решительный протест по поводу прав томящегося уже более семи лет в литовских застенках гражданина России Юрия Меля. Ему теперь предстоит ещё три года провести в тюрьме», – отметила официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова. Она напомнила, что Литва, беззаконно гноящая российского гражданина в тюрьме много лет, постоянно выражает показное беспокойство «нарушениями прав человека» в России и Белоруссии.

А в российском посольстве в Литве заявили: «Расцениваем этот шаг здешней так называемой «Фемиды» как откровенное издевательство над ни в чём не повинным человеком». В посольстве считают, что суд «явно действовал в угоду охваченным русофобией властным структурам», проигнорировав допущенные в ходе процесса нарушения как международного, так и литовского законодательства. «В частности, фигурантов данного «дела» обвинили по не существовавшим в начале 1990-х годов статьям, что противоречит основополагающему принципу недопустимости придания уголовному закону обратной силы», – отмечают в дипведомстве.

Заложник обстоятельств

Негодование выражают не только официальные учреждения, но и частные лица. Так, в последнее время депутат Калининградской областной думы Андрей Колесник каждый рабочий день выходит на одиночный пикет у Генерального консульства Литвы в Калининграде. Он держит плакат, на котором написано: «Позор двойным стандартам литовского правосудия! Свободу Юрию Мелю!»  По словам политика, он намерен проводить пикеты «столько, сколько надо».

Адвокат Р. Бурда отмечает, что Мель чувствует оказываемую ему людьми поддержку. «И нашу, и работников посольства, и даже посторонних, незнакомых ему людей. Сейчас он содержится в одиночной камере СИЗО. После объявления приговора слухи расползлись очень быстро. Когда его ведут на встречу с адвокатами или послом, или ещё куда-то, люди из соседних камер кричат ему: «Держись, танкист!» Он рассказывал, что слышит слова поддержки от совсем незнакомых людей», – делится адвокат. Но, так или иначе, дальнейшая судьба Меля пока представляется безрадостной.

Юрист-международник, вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Михаил Иоффе (в своё время занимавшийся защитой осужденного в Латвии ветерана войны Василия Кононова) заявил, что речь идёт о нарушении международного права, поскольку в Литве по факту людей судят за одно и то же дело дважды. Специалист охарактеризовал данную ситуацию, как «позор». По его словам, жизнь и здоровье невинного человека загубили во имя интриг и политических манипуляций властей Литвы. «Не правовых именно, а политических. Ни в коем случае нельзя говорить о какой-то законности, когда человека повторно наказывают за то же, за что он до этого был признан виновным и осужден. Это мотивируется именно политическими желаниями властей Литвы. Им надо держать человека в заложниках для торга с российской стороной, когда здесь поймают какого-то шпиона и будут менять тогда», – подчеркнул юрист.

Кстати, прецеденты подобного рода уже имели место в прошлом. Так, 15 ноября 2019 года на литовско-российской границе состоялся размен. Россия выдала Литве граждан последней Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса, в 2016 году осуждённых в РФ за шпионаж. Был передан и норвежец Фруде Берг, отбывавший 14-летний срок за то, что участвовал в краже секретов российского атомного военного судостроения. В свою очередь прибалтийская республика передала представителям России ее граждан Николая Филипченко и Сергея Моисеенко, обвинённых в Литве в шпионаже. Впрочем, по неофициальным данным, российская сторона уже предлагала Литве обменять Юрия Меля. Литовцы отказались – очевидно, для них существенно важно удержать Меля при себе как зримый символ унижения РФ.

Стоит отметить, что Юрий Николаевич оказался жертвой еще и неблагоприятной политической конъюнктуры. Ведь антироссийская риторика Литвы ещё больше ужесточилась после того, как по результатам парламентских выборов прошлой осени к власти в стране пришел консервативный «Союз отечества – Христианские демократы Литвы». Именно эта политическая сила и её руководитель Габриэлюс Ландсбергис всегда отличались наиболее непримиримым отношением к РФ. Едва начав работу, новое правительство, с ходу дало понять, что никак не собирается улучшать и без того предельно плохие! отношения с Россией.

Ландсбергис, возглавив министерство иностранных дел, заявил, что предложения о нормализации отношений с Россией «наивны и иллюзорны». Так председатель партии литовских консерваторов ответил тем, кто предлагал Вильнюсу «перезагрузку» в отношениях с соседом. «Иногда я замечаю это у бизнеса, связанного с Россией, – в приходящих от него экспертизах о том, что отношения можно «подогреть», улучшить… Я считаю, что нужно не сдаваться. Это определённые дьявольские соблазны» – так Ландсбергис высказался о возможности диалога с Москвой. И сделал вывод: у Литвы «нет необходимости» менять проводимую в отношении России политику.

Президент Литвы Гитанас Науседа, с самого начала находившийся под влиянием консерваторов, ничуть не отстает от Ландсбергиса по злобности антироссийской риторики. 30 марта во время интервью новостному агентству BNS он, стремясь угодить своему заокеанскому «патрону», оскорбил вслед за главой Белого дома Джо Байденом президента России.

В общем, на этом фоне отказ выпустить Юрия Меля на свободу выглядит, как закономерное продолжение взятого властями Литвы курса на крайнее обострение отношений с РФ.

Как реагировать?

Известный политолог, член Общественной палаты Калининградской области, шеф-редактор портала RuBaltic.ru Александр Носович, с самого начала внимательно отслеживавший ситуацию с Мелем, считает, что тот, к своему несчастью, стал единственным звеном, которое как-то притягивает Россию к литовской национальной мифологии. «Если бы в тюрьме не находился российский гражданин, заведомо невинно осуждённый, то России вообще не было бы никакого дела до Литвы и до того, что там происходит в её внутренней политике. Жгут они там костры каждое 13 января – и пусть дальше жгут, проводят какие-то флешмобы – и пусть дальше проводят. Однако для литовской власти это неприемлемо. Для неё нужно, во-первых, держать в «тонусе» население, постоянно напоминая им о событиях 30-летней давности и тем самым мобилизуя и оправдывая тот алармистский, «патриотический», антироссийский курс литовского государства, который сейчас проводится во внешней политике. А во-вторых, требуя, добиваясь к себе, к своей повестке внимания со стороны Кремля и внимание Запада», – отмечает эксперт.

По мнению Носовича, в идеале для официального Вильнюса выгодно, чтобы дело Юрия Меля привело к ещё большему конфликту между двумя странами. «Потому что это будет гарантией того, что на существование Литвы, на её проблемы, на её идеологию и на её новейшую историю обратят внимание союзники по НАТО. Ведь, наверное, ключевая проблема стран Прибалтики заключается в том, что они никому не интересны в том сообществе, в котором они пребывают, а на свои средства существовать не могут. Эти страны не самодостаточны, им всегда нужна внешняя помощь. Поэтому они как-то должны о себе напоминать. Единственное средство, которым они могут о себе напомнить, единственный аргумент, который у них есть, – это соседство с Россией. Её они, разумеется, выставляют таким монстром, агрессором, который вот-вот на них нападет и оккупирует. Для этого Литве и нужно дело Юрия Меля. Для этого и нужны многочисленные другие скандалы в отношениях с Россией, вплоть до самых мелких, вплоть до самых жалких», – говорит Носович.

В этом контексте он напоминает недавний скандал с российским певцом Филиппом Киркоровым, которого власти Литвы с пафосом занесли в свой чёрный список на том основании, что артист, дескать, «воспевает российский империализм» путем концертов в Крыму. «Это обеспечивает паблисити, медийность, цитируемость в СМИ, привлекая внимание российской аудитории. Конечно, Киркоров – это мелочевка… Но то, что российский гражданин, тяжелобольной, ни за что сидит в тюрьме и, судя по всему, будет сидеть до бесконечности (потому что если они сейчас не остановились, то нет никакой гарантии, что они остановятся и через три года), вот это и создает потенциал для большой конфронтации», – предупреждает Носович.

Он полагает, что реакция России на удержание Меля в неволе не должна быть риторической. «Это уже не та ситуация, когда должна работать общественность. Сейчас должно работать в первую очередь государство. То, что сейчас происходит с гражданином России, – это более чем основание для введения против Литвы экономических санкций. У России для этого есть все возможности. Россия для Литвы по-прежнему остаётся основным внешнеэкономическим партнером. Как бы ни развивались в последние годы наши политические отношения, но в структуре литовских внешнеэкономических связей первое место по экспорту-импорту по-прежнему занимает Российская Федерация. Этим надо пользоваться», – предлагает специалист.

Так или иначе, желать Юрию Мелю мужества и крепости духа нет смысла – он и так проявил их в полной мере. Остаётся лишь надеяться, что Москва найдёт способы вытащить полковника из узилища. Если не сделать это в ближайшее время, то дальше может быть поздно – Юрий Николаевич страдает тяжёлой формой сахарного диабета…

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *