Повлечет ли запуск судоходного канала «Стамбул» отмену Конвенции Монтрё

Последние геополитические инициативы Анкары наделали очень много шума. Президент Эрдоган добился утверждения проекта строительства судоходного канала «Стамбул» в обход Босфора, а также заявил, что на данную водную артерию не будет распространяться действие Конвенции Монтре. Это вызвало большой резонанс как в самой Турции, где против высказались сразу 103 отставных адмирала, так и во всем мире, поскольку возник закономерный вопрос, означает ли происходящее отмену данного международного соглашения, гарантирующего свободу судоходства и безопасность на Черном море. Давайте попробуем вместе разобраться.

Конвенция была подписана еще в 1936 году, и она регулирует режим прохода через Дарданеллы и Босфор судов как в мирное, так и в военное время. Особо отметим, что транзит через турецкие проливы осуществляется для них бесплатно. При этом для причерноморских государств устанавливается «льготный режим»: они могут проводить военные корабли любых классов, за исключением, разве что, авианосцев. К ним, кроме самой Турции, также относятся Болгария, Румыния, Украина, Грузия и Россия, а также, де-факто, Абхазия. Проход в Черное море военных флотов других стран, входящих в НАТО, в частности, американского, очень серьезно ограничен, поэтому наша страна крайне заинтересована в сохранении режима действия Конвенции Монтре. В противном случае все эти «Дональды Куки» и «Портеры» пропишутся на постоянной основе.

Итак, ключевой вопрос, означает ли ввод в строй обходного канала «Стамбул» автоматическое прекращение действия данного международного соглашения? Правильный ответ звучит так: нет, не означает. Конвенция сама по себе от этого действовать не прекратит, а у Анкары нет полномочий, чтобы ее в одностороннем порядке денонсировать. Однако, к сожалению, все чуть сложнее, чем хотелось бы. Стоит процитировать заявление самого Реджэпа Эрдогана по этому поводу:

У канала «Стамбул» нет никакой связи с конвенцией Монтрё. Этот канал для нас станет достижением, поможет серьезно разгрузить пролив Босфор с точки зрения охраны окружающей среды.

Формально турецкий президент прав, новый судоходный канал появится уже после подписания соглашения. По задумке «султана», он должен пройти севернее Босфора и разгрузить пролив, по которому непрерывно идет поток судов, груженных, в том числе, нефтью, что создает потенциальную опасность для города Стамбула и его жителей. Протяженность обходного канала, призванного соединить Мраморное и Черное моря, составит от 45 до 50 километров, ширина – 150 метров, глубина – 25 метров. По предварительным расчетам, через него смогут проходить порядка 85 тысяч судов в год, а Босфор будет полностью разгружен. А дальше начинается самое интересное.

Само по себе появление «Стамбула» не может отменить действие Конвенции, однако это будет юридическим фактом, который в состоянии повлечь за собой изменение правоотношений, регулирующих транзит через турецкие проливы. То есть, имеется соглашение, которое определяло режим прохода через Босфор и Дарданеллы, а тут вдруг появляется альтернативная искусственно сооруженная водная артерия (не естественный пролив). Этот юридический факт будет основанием для того, чтобы Анкара поставила на повестку дня вопрос об отмене или пересмотре положений Конвенции Монтре, которая не отражает изменившихся условий объективной реальности. Увы, Турция будет сделать это вправе. Оговоримся сразу, что в одностороннем порядке «султан» принять некий новый режим судоходства не сможет, это вопрос международный, в любом случае он будет решаться совместно всеми причерноморскими странами коллегиально. Поэтому Россия будет вправе и должна отстаивать свои национальные интересы. Какие же узкие места» просматриваются уже сейчас?

Во-первых, следует прямо на берегу определиться, каким будет режим прохода через «Стамбул» для российских судов. По предварительным расчетам, строительство обходного канал будет стоить Турции 25 миллиардов долларов, причем финансирование пойдет из собственных средств. Это очень большие деньги, немалая толика из которых несомненно попадет в карман родственников самого президента Эрдогана и близких ему людей. Сообщается, что часть земель, где пойдет строительство, была заблаговременно выкуплена зятем «султана» Бератом Албайраком, а также матерью эмира союзного Турции Катара. Но эти 25 миллиардов, крайне накладные для находящейся в рецессии турецкой экономики, надо как-то отбивать, и ничего иного, кроме введения платы на проход судов через канал «Стамбул», на ум не приходит. А это, напомним, 85 тысяч судов в год.

Интерес Анкары обложить транзит данью понятен, но неясно, почему на это должны соглашаться все остальные страны, которые ведут торговлю морским путем через Босфор и Дарданеллы. Если позволить «султану» ввести платный режим, то что помешает Турции в дальнейшем использовать увеличение тарифа на проход как способ экономического давления на конкурентов, в частности, на Россию?

Во-вторых, совершенно непонятно что там будет с транзитным режимом для военных кораблей. С них тоже Анкара будет взымать плату или сделает исключение? Они пойдут в Средиземное море и обратно в Черное через канал «Стамбул», или все же для боевого флота сохранят право свободного прохода через проливы, а гражданские суда пойдут в обход через «Стамбул»? Последнее является еще относительно приемлемым вариантом для России. Но что будет с флотом НАТО? Станет ли Турция добиваться упрощения режима захода Шестого флота ВМС США в черноморскую акваторию или нет? Да и нужно ли это ей самой. Пока тоже непонятно.

Можно предположить, что после запуска в строй обходного канала международному сообществу придется внести дополнения в Конвенцию Монтре, соответствующие изменившейся геополитической реальности. Но что делать, если турки пророют параллельный канал еще и рядом с Дарданеллами? Тогда одними Приложениями уже не отделаешься, вероятно, придется принимать новую Конвенцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *