Китайский автопром пришпорил коней

Китайский автопром пришпорил коней

В последние годы китайский автопром развивается семимильными шагами. И все дальше заходит вглубь мирового авторынка. Конечно же, не прошел китайский автопром и мимо России. В нашей стране автопроизводители из Поднебесной не только бьют все рекорды по росту продаж в сложной кризисной ситуации, но и развивают локальное производство своей техники, демонстрируя серьезность намерений пустить здесь корни.

Связано это с тем, что Китай выбрал для себя путь технологического развития, в которое инвестируются миллиарды долларов, считает управляющий филиалом «Петербургский» АО КБ «Солидарность» Антон Кириков:

— Также, необходимо учитывать, что в Китае, в связи с ростом благосостояния населения, значительно вырос спрос на качественную технику, особенно автомобили. Для того, чтобы автомобильная отрасль максимально быстро встала на самые современные «рельсы», крупнейшие китайские автопроизводители пошли по пути приобретения долей в крупнейших автомобильных холдингах и приглашения на работу ведущих мировых специалистов.

Так, например, компания GEELY приобрела шведскую компанию Volvo и теперь эти автомобили, в том числе, собираются в Китае, а технологии применяются в новых моделях самой GEELY. Более того, GEELY приобрела пакет акций немецкого концерна Daimler AG — производителя Mercedes-Benz. По сообщениям из прессы, вложения китайской компании составили не менее девяти миллиардов долларов.

«СП»: — Раньше все посмеивались над дизайном китайских автомобилей, а теперь их контуры выглядят весьма привлекательно…

— Одним из заметных трендов современной автомобилестроительной отрасли Китая стала практика приглашения дизайнеров ведущих мировых автоконцернов. Например, наши партнеры, автопроизводитель Haval пригласил к себе дизайнера BMW, а автопроизводитель JAC — дизайнера Alfa Romeo и Maserati.

Отмечу, компания JAC — один из наших стратегических партнеров, и, кстати, мы приобрели у нее автомобиль только что вышедшей модели J7 для своего служебного пользования.

Такой дорогостоящий шаг позволил китайским автопроизводителям получить не только технически, но и визуально привлекательные автомобили, дизайн которых стал понятен и востребован не только в Китае, но и в Европе, и мире. Тот же Haval F7Х, который силуэтом фактически повторяет успешную BMW X6, расходится как «горячие пирожки».

Еще надо отметить, что, несмотря на валютные скачки, китайцам удалось придержать рост цен на свои автомобили. И сейчас цены на их основных конкурентов — это корейские, чешские и сравнительно дешевые японские марки — ушли вверх, а они по стоимости фактически чуть ли не с «Ладами» конкурируют в ряде моделей. Например, JAC сейчас выпустил очень красивую модель J7 размером E-класса, но при этом цена 1,1, млн рублей — это вполне соизмеримо с ценой на «Лада Vesta» в максимальной комплектации. При этом, в качестве автомобилей китайцы уже не уступают.

И это дало результат. По статистике за 2020 год — подчеркну, глубоко кризисный, — продажи китайских автомобилей в России выросли на 43%, и составили более 57 тысяч штук. Самая большая доля продаж приходится на автомобили Haval, а наибольший рост продаж — сразу на 153% — у компании Changan, которая у нас пока не на слуху, но у себя на родине это автопроизводитель-гигант, входящий в первую тройку.

«СП»: — При этом китайцы активно развивают строительство электрокаров. В нашей стране они будут востребованы?

— У каждого крупного автопроизводителя в Китае есть структуры, занимающееся разработкой электрокаров. Например, один из крупнейших мировых концернов VAG и компания JAC в мае 2020 года в Пекине подписали «Письмо о намерениях», согласно которому Volkswagen AG инвестирует в компанию JAC до 1 миллиарда Евро до конца года. Эта сумма включает в себя приобретение 50-процентной доли в Anhui Jianghuai Automobile Group Co., Ltd (JAC Group), материнской компании JAC Motors, и увеличение доли в совместном предприятии JAC Volkswagen с 50 до 75 процентов. Основная цель инвестирования — развитие технологий производства автомобилей с электрическим приводом и сопутствующей инфраструктуры в Китае.

Это говорит о серьезной интеграции мировых автопроизводителей в автомобильную промышленность Китая. Они вкладывают в это направление большие деньги тем более, что в этой стране остро стоит вопрос с экологической обстановкой, поэтому они очень серьезно нацелены на развитие электромобилей. У нас пока непонятно, насколько это будет востребовано на рынке. В России свои особенности. Здесь затяжная холодная зима. Я, например, видел результаты «зимних» тестов электромобиля Tesla — емкость аккумулятора из-за морозов снижается до 30%. Эта проблема пока не решена, к тому же, у нас пока отсутствует разветвленная сеть электро-заправок и т. п. Все это, конечно, пока не позволяет говорить о буме или хотя бы о приближающемся буме электромашин на нашем рынке. Но, учитывая мировые тренды, эту перспективу необходимо изучать, присматриваться к достижениям в этой сфере тех же китайских автопроизводителей.

«СП»: — В нашу страну китайский автопром пришел всерьез и надолго?

— С точки зрения выхода на российский рынок, важным аспектом явилась локализация производства ряда китайских автомобильных брендов в РФ и странах СНГ. Например, сборочный завод Haval находится в Туле, а сейчас компания ведет строительство завода по производству двигателей и других комплектующих. Это очень важно и дает преимущества в долгосрочной перспективе. К примеру, у Haval есть модель H9, это большой автомобиль внедорожного типа, джип. И вот за счет того, что локализация его производства находится в России, первую партию H9 заказало себе Министерство обороны РФ. Конечно, это будет уже не УАЗ «Патриот». И это говорит о том, насколько серьезные конкуренты китайские автопроизводители, если стали наступать на пятки отечественному автопрому даже в таких секторах, как оборонный.

Завод по производству еще одного нашего китайского клиента — компании JAC — находится в Казахстане, то есть, в рамках Таможенного союза стран ЕАЭС. Эта компания является одним из самых крупных производителей грузовиков в Китае, и она же — крупнейший поставщик Китайской народной армии — делает для вооруженных сил тяжелые грузовики. Это уже само по себе неплохая рекомендация. Недавно у этой компании появилась новая модель самосвала JAC N350, платформа для которой, как я уже сказал, выпускается на заводе в Казахстане, а установкой кузова занимается российское ООО «Автомастер» из города Набережные Челны. И теперь этот самосвал JAC N350 называют «убийцей КАМАЗа».

«СП»: — Дело же, наверное, не только в цене. Что представляют из себя китайские грузовики, какие у них особенности?

— Это некая совокупность технологий. Основные узлы и агрегаты: коробка передач, двигатели и т. п. по качеству принципиально не уступают мировым аналогам. И, за счет того, что цена на китайские грузовики вполне конкурентна с тем же КАМАЗом, они имеют возможность достаточно серьезно занимать доли рынка, на котором находятся наши соотечественники

Опять-таки, из-за курсов валют, европейская строительная техника подорожала в разы. А китайская строительная техника уступает, конечно, в качестве, но, по цене ощутимо дешевле, и понятно, что для обслуживания строительной отрасли сейчас это наиболее оптимальный вариант. Поэтому китайская дорожно-строительная техника имеет значительные конкурентные преимущества, в первую очередь, по соотношению цена-качество.

«СП»: — Известно, что банк «Солидарность» в своей деятельности делает акцент на восточном направлении. Удается учитывать особенности и потребности зарубежных клиентов и партнеров, чтобы помочь им осваиваться на российском рынке?

— Наш банк специализируется на поддержке китайских производителей, в том числе, в секторе автопрома. Клиенты здесь в России имеют возможность получить различные финансовые продукты, в том числе, лизинг, кредитование, факторинг и т. д. Потому что мы работаем напрямую с китайскими автопроизводителями, выстраиваем специальные программы, предусматривающие, например, обратный выкуп с финансовой поддержкой и т. д. Также помогаем реализовывать технику, доводя ее до конечных потребителей. Это касается и легковых автомобилей, и специальной строительной техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *