История вмешательства: как Запад пытался влиять на выборы в России

История вмешательства: как Запад пытался влиять на выборы в России

Тема вмешательства в выборы становится одной из ключевых в преддверии кампании в Госдуму. Российские власти обвиняют западных коллег в попытках повлиять на ход голосования и итоговые результаты. «Актуальные комментарии» разобрались, какие технологии вмешательства применялись во время предыдущих кампаний.

1993

В 1993 году в России произошли события, которые стали кульминацией конституционного кризиса, начавшегося годом ранее. В завершении этого насыщенного на политические события года, 12 декабря, состоялись первые в новейшей истории России выборы в Государственную думу.

21 сентября 1993 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», озвученный в телевизионном обращении к гражданам России. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом /ВС/ Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов РФ. Указом на декабрь 1993 года были назначены выборы в первую Государственную думу.

После ельцинского выступления по телевидению Клинтон сделал официальное заявление о том, что он «полностью» поддерживает президента России: «При демократии [сам] народ должен принимать окончательные решения по вопросам, находящимся в центре политических и социальных дебатов. Президент Ельцин сделал свой выбор, и я его поддерживаю полностью».

По словам Клинтона, он «почти со вздохом облегчения» воспринял обещание Ельцина провести в декабре новые «свободные и справедливые» выборы «во имя демократии» и «обеспечить мир, стабильность и открытый политический процесс». Байден, который на тот момент был лидером демократов в Сенате, назвал Ельцина «единственной лошадью, на которой можно ехать».

26 октября 1993 года конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк Джеральд Соломон направил официальное обращение Клинтону, в котором прогнозировал, что предстоящие выборы в России «приведут к образованию первого действительно представительного парламента в истории России». Далее следовал призыв объявить предстоящие выборы одним из «основных приоритетов внешней политики США» и предоставить «как можно больше помощи демократическим кандидатам в России».

Дело, действительно, не ограничилось одними лишь комментариями из уст первых лиц американской политики. В специальном докладе Счетной Палаты США для Комитета Палаты представителей по иностранным делам, представленном в феврале 1996 года, отмечается, что с 1992 по 1994 год было выделено $64,2 млн на программы поддержки демократического развития в России. Существенная часть этих денег шла на разработку российского электорального законодательства и поддержку отдельных политических партий. Основными исполнителями выступали две американские структуры — Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs — NDI) и Международный республиканский институт (International Republican Institute — IRI).

Бывший посол США в России Майкл Макфол, работавший в те годы в московском Центре Карнеги, пишет, что в 1992 году Национальный демократический институт провел серию рабочих встреч по развитию электоральной и партийной системы России с авторами существовавших на тот момент проектов электорального законодательства. В этих мероприятиях, например, участвовали будущий помощник президента Ельцина Георгий Сатаров и будущий заместитель председателя Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ, один из основателей партии «Яблоко» Виктор Шейнис.

Американский дипломат Сара Мендельсон, работавшая в 1990-х годах в московском офисе NDI вспоминает, что британские структуры тесно сотрудничали с политическим движением «Выбор России». Национальный демократический институт по международным вопросам работал с «Выбором России» и партией «Яблоко». В программах NDI и IRI также участвовала «Партия российского единства и согласия». Проекты сотрудничества включали в себя разработку электоральных стратегий, проведение опросов и фокус-групп, подготовку политической рекламы.

1996

В 1996 году в России выбирали главу государства. Американское влияние заключалось в том, что США направили в РФ своих политтехнологов, которые контролировали ход кампании.

В преддверии выборов российского президента 1996 года администрация Клинтона заблаговременно направила в РФ американского политтехнолога Майкла Капуто, чтобы добиться переизбрания Ельцина. Об этом сам Капуто рассказал в интервью телеканалу Fox News в 2017 году. В 1995-м политтехнолог стал советником Ельцина. В этот же период он работал на Агентство США по международному развитию (USAID) — организацию, которая действовала в России с 1992 по 2012 год и пыталась влиять на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества.

По словам Капуто, все ведущие российские оппозиционные партии были обеспокоены его деятельностью. «Они говорили, что я должен перестать вмешиваться в выборы», — сказал Капуто в эфире Fox News.

До работы в администрации Ельцина Капуто занимал должность советника президента США Рейгана, а также консультировал в ходе предвыборной кампании его преемника Джорджа Буша-старшего.

Сотрудник газеты The New York Times и бывший корреспондент московского отделения издания Скотт Шейн в 2018 году опубликовал статью, в которой сообщил, что спецслужбы США с момента основания Центрального разведывательного управления (ЦРУ) после Второй мировой войны проводили тайные операции, направленные на вмешательство в политические процессы и выборы в зарубежных странах. В ход шли такие средства, как «чемоданы с деньгами, пропагандистская литература, наглядная агитация и физическое устранение неугодных». В статье приводятся данные о роли США в российских выборах президента 1996 года.

«Американская администрация боялась, что Ельцин может проиграть Зюганову на выборах 1996 года, в связи с чем Клинтон распорядился провести спецоперацию, чтобы оказать Ельцину поддержку. США добились того, чтобы Международный валютный фонд предоставил России кредит в размере $10 млрд долларов всего за четыре месяца до дня выборов», — говорится в статье Шейна.

Помимо этого, США отправили в Россию команду политтехнологов, чтобы консультировать Ельцина.

«В последние несколько десятилетий наиболее заметным признаком присутствия США в политике иностранных государств были финансируемые за счет налогоплательщиков группы, такие как Национальный фонд поддержки демократии, Национальный демократический институт и Международный республиканский институт, которые не поддерживают конкретных кандидатов, но помогают создавать демократические институты, готовить наблюдателей на выборах и учить тому, как нужно проводить предвыборные кампании», — добавил автор статьи.

Отдельно стоит отметить, что, как отмечает Сара Мендельсон, посольство США в России рекомендовало USAID воздержаться от поддержки от инициатив по наблюдению за ходом выборов. По ее словам, неофициально признавалось, что наблюдатели могут вскрыть нарушения в пользу Ельцина.

1999

В 1999 году проходили выборы в Государственную думу третьего созыва. США пытались повлиять на исход выборов через программы Национального фонда демократии, направленные на финансирование информационного сопровождения выборов и тренинги для отдельных партий и кандидатов.

За год до парламентских выборов Национальный фонд демократии выделил Национальному демократическому институту по международным вопросам $137,837 на развитие организационной структуры партий «Яблоко», «Наш дом Россия» и «Демократический выбор России». Непосредственно в 1999 году Фонд финансировал «распространение информации в региональных газетах во время выборов в Думу». Кроме того, по линии Фонда были выделены ресурсы Международному республиканскому институту на тренинги сотрудников избирательных штабов и наблюдателей, а также подготовку не менее 40 женщин-кандидатов для участия в электоральной кампании.

2000

В 2000 году в России в связи с заявлением Ельцина об уходе в отставку состоялись досрочные выборы президента. Основным инструментом влияния со стороны США в этот период стали попытки дискредитации имиджа Путина за счет публикаций в СМИ и медийной активности подконтрольным Западу НКО.

В отчете за 2000-й год Национального фонда демократии прямо говорится, что усилия грантополучателей Фонда были направлены против консолидации власти Владимиром Путиным. США выделяли деньги на распространение нужной им информации о ходе президентской кампании в региональной прессе, с акцентом на оценке выборов «известными журналистами, политиками и экономистами».

Информационные атаки предпринимались «Радио Свобода» (организация признана иностранным агентом), открыто финансируемом Конгрессом США, военно-историческом обществом «Мемориал» (организация признана иностранным агентом), финансируемом рядом зарубежных правозащитных организаций и дипломатических ведомств, и «Новой Газетой», аффилированной с фондом «Открытое общество» Джорджа Сороса.

Как отмечает доктор политических наук Андрей Манойло, в ходе президентской кампании США также активно применяли метод так называемой «народной дипломатии». Его смысл заключался в оказании непосредственного влияния на электорат за счет создания психологически доверительного восприятия американских дипломатических работников у граждан России. Американские дипломатические работники пытались наладить неформальное и непосредственное общение с населением. С этой целью они посещали значимые культурные, спортивные и экономические события в регионах, проводили встречи как с простыми людьми, так и с представителями региональных экономических, финансовых и промышленных элит.

После победы на президентских выборах Путин взял курс на укрепление позиций России на международной арене и синхронизацию политической власти внутри страны. В июне 2000 года президент утвердил новую Концепцию внешней политики РФ, основным тезисом которой стало «сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала».

Путин также последовательно укреплял отношения с Китаем: 16 июля 2001 года РФ и КНР подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который наметил долговременный план перспективного развития двусторонних отношений в XXI веке.

Запад остро воспринял активное возвращение России в мировую политику, включая укрепление российско-китайских отношений. Не менее негативно западными странами воспринимались реформы Путина, направленные на усиление центральной власти и внутреннего единства страны.

Приход Путина к власти стал переломным моментом в отношениях России с другими государствами. Это не могло не отразиться и на пересмотре подходов стран Запада к попыткам вмешательства в электоральные процессы в РФ.

2003

Выборы в Госдуму IV созыва состоялись 7 декабря 2003 года, они стали первой федеральной кампанией, проходившей при Путине. На выборах было зарегистрировано 1 200 наблюдателей от 49 стран и 105 международных организаций. Из них более 500 — от ПАСЕ и ОБСЕ.

Наблюдатели ОБСЕ оценили выборы как «свободные, но несправедливые». Представитель делегации ОБСЕ Брюс Джордж отметил, что «не были соблюдены множество обязательств перед ОБСЕ и Советом Европы, а также многие стандарты демократических и свободных выборов». Кроме этого, отмечалась проблема при соблюдении тайны голосования и «перекос на государственном телевидении в пользу одной партии».

США напрямую финансировали попытки повлиять на ход электоральной кампании, ее оценку и итоги. В 2003 году Ассоциация «Голос» получала финансирование от Национального фонда демократии на подготовку наблюдателей и публикацию отчетов о нарушениях на выборах, включая итоговый доклад об итогах голосования. Отдельные ресурсы Фонда были выделены Национальному демократическому институту по международным вопросам для организации семинаров и тренингов для отдельных политических партий и поддержки инициатив «Голоса». Показательно, что в ежегодном отчете Национального фонда демократии за 2003 год раздел о России проиллюстрирован распространявшимися «Голосом» в ходе избирательной кампании плакатами с лозунгами «Вчера мы голосовать не хотели, сегодня нам голосовать не дают» и «Потому что у них нет голоса, у тебя он есть!»

Примечательно, что в IV созыве Госдумы было немало депутатов с двойным гражданством, в частности, Николай Борцов, член фракции «Единая Россия» (гражданство Великобритании), Александр Кравец от КПРФ (Черногория), Леонид Симановский от «Единой России» (гражданство Израиля), Айрат Хайруллин от «Единой России» (Испания).

2004

В 2004 году в РФ состоялись очередные президентские выборы. Вмешательство западных государств заключалось в оценках итогов голосования международными наблюдателями, которые пытались подвергнуть сомнению легитимность процедуры.

Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), по итогам выборов заявили о «злоупотреблении государственными ресурсами, предвзятости в государственных СМИ и случаях вброса бюллетеней в день выборов», а также о том, что на выборах «отсутствовали элементы подлинно демократического соревнования».

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в отчете об итогах выборов дало «рекомендации» по реформированию российской избирательной системы. В частности, предлагалось «предпринять широкомасштабный пересмотр избирательного законодательства с целью разъяснения и упрощения сложных положений для облегчения понимания рядовыми гражданами законоположений, касающихся выборов, а также организовать информационно-просветительскую программу для избирателей и провести обучение лиц, ответственных за организацию и проведение выборов».

Кроме этого, по мнению представителей ОБСЕ, российское избирательное законодательство должно было быть «пересмотрено с целью обеспечения независимости избирательных комиссий от органов исполнительной власти. За счет принятия поправок к законодательству или инструкций ЦИК России, необходимо установить однозначные правила, регулирующие присутствие представителей органов государственной власти и местного самоуправления на избирательных участках, и определить их роль в ходе предвыборной кампании и в отношении структур, ответственных за организацию и проведение выборов».

В докладе также критиковался отказ Путина от участия в дебатах. По мнению автор документа, «это привело к возникновению дефицита демократии в рамках избирательной компании, поскольку остальные кандидаты были лишены возможности задавать вопросы действующему президенту и комментировать его деятельность, что было усугублено общим отсутствием подобных критичных вопросов в материалах ведущих СМИ».

2008

В 2008 году проходили выборы президента России. В тот период к информационной кампании по влиянию на результаты голосования подключились так называемые рейтинговые агентства, аффилированные с различными политическими и околонаучными политологическими кругами в США.

Аналитический центр Freedom House в 2004-2008 годах последовательно понижал позиции России в индексах свободы и восприятия коррупции.

Впервые Россия попала в доклад Freedom in the World, составленный по итогам 1991 года. Тогда ей была присвоена оценка «частично свободная». В 2004 году РФ переместилась в группу «несвободных» стран. В докладах по итогам 2001 и 2002 годов на «уровень свободы» в стране влияла война в Чечне и кампания по борьбе с оппозиционными СМИ. В 2003 году критиковался арест Михаила Ходорковского, а также тот факт, что бывшие военные и офицеры спецслужб заняли 25% ключевых государственных должностей.

В 2004 году организация Freedom House обвиняла Кремль в уничтожении влиятельных оппозиционных партий и использовании трагедии в Беслане для отмены выборов глав субъектов. В 2005 году критике подверглось давление на оппозицию и преследование бизнесменов по политическим мотивам. Кроме этого, отмечались действия российского правительства, направленные на борьбу с «оранжевыми революциями» в бывших советских республиках. В докладе по итогам 2006 года говорилось о преследовании неправительственных организаций, ужесточении избирательного законодательства, росте ксенофобских настроений и притеснении грузин. Особо упоминалось убийство журналистки Анны Политковской. В 2007 было отмечено, что «Россия использует запасы нефти и газа для поощрения политически дружественных стран с авторитарными режимами, одновременно оказывая давление на те государства, которые не желают кланяться Кремлю».

Представители ОБСЕ и ПАСЕ в 2008 году и вовсе отказались осуществлять наблюдение за ходом президентских выборов.

2011

В 2011 году состоялись выборы в Госдуму. Кампанию по вмешательству западные страны готовили заранее. В течение нескольких лет до выборов правительство США финансировало программу «развития демократии в РФ». Еще одним инструментом влияния стали проекты Навального «РосПил» и «РосЯма».

В период с 2009 по 2012 год американское правительство потратило «на развитие демократии в России» свыше $200 млн. Большая часть этих финансовых ресурсов была направлена на формирование и поддержку активистов и информационных ресурсов в России: ассоциации «Голос» (организация признана иностранным агентом, работающим от имени норвежской Den Norske Helsingforskomite), движения «Солидарность», телеканала «Дождь», движения «Оборона», фонда «Образ будущего».

По данным Агентства США по международному развитию (USAID), финансовая помощь на поддержку демократии, выделяемая России по линии Госдепа и USAID, в 2011 году составила $37,3 млн. Эти средства шли на выделение грантов некоммерческим организациям, занимающимся защитой прав человека, и продвижение политических реформ. Кроме этого, оказывалась поддержка независимым СМИ и группам, занимающимся антикоррупционным контролем и наблюдением за выборами. В число партнерских организаций в РФ входили ассоциация «Голос», Институт экономической политики имени Гайдара, Московская Хельсинкская группа и Горбачев-фонд.

В период с 2009 по 2012 год в Facebook и «ВКонтакте» стали появляться группы, открыто призывающие к протестам и митингам. Кроме этого, в 2011 году Навальный организовал проекты «РосПил» и «РосЯма», ставшие платформой политической активизации потенциально оппозиционно настроенных граждан через апелляцию к бытовым проблемам и недовольству местными властями.

Международные наблюдатели ОБСЕ и ПАСЕ раскритиковали ход парламентских выборов в России 2011 года. По их словам, во время голосования основные процедуры соблюдались, «однако качество процесса заметно ухудшилось во время подсчета голосов». По их мнению, голосование «охарактеризовалось частыми процедурными нарушениями и явными манипуляциями, включая несколько серьезных случаев вброса бюллетеней».

В официальном заявлении наблюдателей отмечалось, что «итоговые протоколы не были публично отражены на более чем трети избирательных участков, на которых велось наблюдение».

2012

В 2012-м в РФ прошли выборы главы государства. В этот период продолжилась информационная кампания по дискредитации итогов голосования, которая началась в рамках парламентских выборов годом ранее.

В частности, ассоциация «Голос», аффилированная c Агентством США по международному развитию, содействовала формированию негативного информационного фона за счет публикации информации о нарушениях на выборах, а организация «РосВыборы» дискредитировала предстоящие президентские выборы посредством сопоставления их в сознании избирателей с только что прошедшими парламентскими выборами и формирования негативных установок.

После подсчета голосов Госдепартамент США опубликовал заявление, в котором поздравил граждан России с завершением президентских выборов, однако выразил обеспокоенность сообщениями о зафиксированных на них нарушениях и призвал Россию провести независимое расследование этих фактов. Более того, в официальном сообщении не было упоминания имени Путина, а также поздравлений в его адрес. Белый дом, в свою очередь, от комментариев результатов голосования отказался.

Американские СМИ проводили активную кампанию по дискредитации итогов выборов 2012 года. The New York Times опубликовала статью под заголовком «Путин сталкивается с проблемой легитимности после выборов». В статье утверждалось, что реальной конкуренции на выборах не было, и Путин одержал победу якобы только благодаря «щедрым государственным расходам на избирательную кампанию».

К антироссийской кампании присоединились и некоторые европейские лидеры. По словам бывшего министра иностранных дел Хорватии Тонино Пицулы, возглавлявшего группу наблюдателей, в России на выборах «не было конкуренции, а злоупотребление государственными ресурсами дало гарантию победы Путина».

Еще одним инструментом американского вмешательства в российские выборы стала фигура Навального. В 2011 году под его руководством был создан Фонд борьбы с коррупцией, основной задачей которого с самого начала была дискредитация российской власти. В 2019 году ФБК был признан иностранным агентом.

2016

В 2016 году состоялись выборы в Госдуму VII созыва. В этот электоральный цикл основным методом вмешательства в ход кампании стало искусственное нагнетание информации о якобы имевшем место большом количестве нарушений.

Одним из основных исполнителей западного проекта по дискредитации парламентских выборов выступила Ассоциация «Голос». В заявлениях организации постоянно сообщалось о большом количестве нарушений. «Голос» утверждал, что «институциональных изменений для системного предотвращения злоупотребления административным ресурсом не произошло». По словам представителей ассоциации, число фальсификаций по сравнению с 2011 годом уменьшилось, но фиксировались вбросы бюллетеней, «круизные голосования», а также нарушения, связанные с давлением начальства на избирателей.

Кроме этого, «Голос» акцентировал внимание на дискриминационном характере процедуры сбора подписей и на наличии в списках так называемых «паровозов» — занимающих выборные должности лиц, не собирающихся становиться депутатами.

Также утверждалось, что результаты «были предопределены законодательными условиями, решениями и действиями, принятыми действующими властями и избирательными комиссиями, на стадии выдвижения и регистрации кандидатов, а также во время предвыборной агитации». Оценивая в целом избирательную кампанию, «Голос» заявил, что выборы «далеки от того, чтобы называться по-настоящему свободными и справедливыми».

Еще одним методом вмешательства стали «санкционные списки». С их помощью американская администрация рассчитывала воздействовать на общественное мнение о политической элите в России.

Персональным атакам подвергался и действовавший президент. За счет информационных кампаний, направленных на личную дискредитацию главы государства и его окружения, внешние игроки пытались оказать негативное влияние на имидж российской власти как таковой. На это был направлен, в частности, документальный фильм Навального «Он вам не Димон».

2018

В 2018 году в РФ проходили выборы президента. В фокусе внимания стран Запада были попытки повлиять на общественное мнение за счет социологических исследований, финансируемых администрацией США, а также путем продвижения фигуры Навального.

В преддверии президентских выборов 2018 года представители американской администрации начали проводить соцопросы среди граждан РФ, чтобы выявить слабые места и протестный потенциал как на федеральном уровне, так и в российских регионах. Эти опросы заказывались еще в 2014-2015 годах по линии Министерства обороны США, говорится в ежегодном докладе временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

По данным российского МИД, сотрудники посольства США, в нарушение Венской конвенции, предпринимали поездки по регионам для проведения опросов населения об отношении к губернатору и к федеральному центру. Также представители американского посольства интересовались восприятием граждан РФ социально-экономической ситуации и последствий экономических санкций. Вызывающий характер этих действий даже вынудил МИД РФ выступить с требованием к американским дипломатам разорвать служебные отношения с уличенными в этом сотрудниками.

На деньги Соединенных Шатов социологические исследования проводились также «Левада-центром» (организация признана иностранным агентом).

Кроме этого, на стадии выдвижения кандидатов в президенты России Вашингтон и его европейские партнеры вкладывали ресурсы в продвижение Навального, на которого была сделана ставка в усилиях по дискредитации российской власти. США, безусловно, изначально понимали, что ЦИК России не сможет зарегистрировать Навального как кандидата в президенты из-за наличия у него судимости. Несмотря на это делался упор на следующий тезис: «без регистрации и участия Навального президентские выборы в России будут нелегитимными и неконкурентными».

В ходе электоральной кампании 2018 года предпринимались попытки прямого давления на ЦИК РФ. Так, в декабре 2017 года представитель Госдепартамента США Клэй Ноэл заявил, что отказ в регистрации Навальному в качестве кандидата в президенты «указывает, что российское правительство не смогло защитить пространство в России для осуществления прав человека и реализации основных свобод».

В свою очередь, во внешнеполитической службе Евросоюза в том же году заявили, что решение ЦИК России об отказе Навальному в регистрации «вызывает серьезные сомнения в политическом плюрализме в России и перспективах демократических выборов в следующем году».

В этой же информационной кампании участвовали западные СМИ: Voice of America, Radio Free Europe и русскоязычные медиапроекты «Радио Свобода», новостная служба «Би-би-си», Deutsche Welle, France Médias Monde, Meduza (организация признана иностранным агентом). Все они финансируются из бюджета стран-членов НАТО.

Около 20% всех публикаций зарубежных СМИ были направлены на пропаганду отказа от участия в выборах. За счет этого страны Запада пытались снизить явку, чтобы сорвать выборы или как минимум получить повод для попыток их делигитимации.

Внутри страны в качестве одного из основных исполнителей на этом треке ожидаемо была привлечена Ассоциация «Голос». Организация активно поддерживала бойкот президентских выборов. В материалах «Голоса» разъяснялось право граждан не участвовать в выборах, а его эксперты навязывали гражданам России такой бойкот как наиболее верную электоральную стратегию.

Не менее управляемых характер имели в западных СМИ и публикации о кандидатах. В то время как упоминания Путина носили преимущественно негативный характер, Навальный позиционировался как единственный реальный кандидат на президентский пост в России, а все публикации о нем были в позитивном ключе.

Свою роль в подрыве доверия к российской электоральной системе также должно было сыграть поощряемое извне внутреннее «независимое наблюдение» и использование оценок внешних наблюдателей (иностранных дипломатов, журналистов, официальных международных наблюдателей, настроенных на антироссийский лад).

2021

Осенью 2021 года в России состоятся выборы в Госдуму. Работу по мониторингу возможного вмешательства из-за рубежа уже начали профильные комиссии Государственной думы и Совета Федерации.

Предварительная работа по подготовке почвы для попыток вмешательства в выборы 2021 года началась заранее. Уже сейчас западные официальные лица активно поддерживают политическую деятельность иностранных агентов, пытаются дискредитировать выборы и их легитимность, развивают дополнительную инфраструктуру для вмешательства.

Ассоциация «Голос» традиционно удерживает пальму первенства в создании повод для атак на российские электоральные процессы. 22 марта Член Совета движения «Голос» Андрей Бузин заявил, что «изъяны наших выборов лежат и в области законодательства, и в области организации, и в процедурах регистрации кандидатов, и на стадии агитационной кампании. Сейчас это — безнадежно больной институт, нежизнеспособный уродец, совсем не тот, который описан нашей Конституцией и международными избирательными стандартами». Уверенность в фальсификациях на предстоящих выборах высказывал «Голос Америки». В кампании по дискредитации голосовании также успела засветиться «Медуза» (организация признана иностранным агентом), где прозвучала следующая оценка: «у нас установилась демократия пней и багажников, в связи с чем масштабы фальсификации становятся слабо предсказуемыми и очень широкими».

Параллельно с этим ведется работа по вовлечению все большего количества западных политиков во вмешательство во внутренние дела России. В марте было объявлено о создании чешскими парламентариями общественной платформы «Друзья свободной России» для поддержки оппозиции. Инициатива уже получила отклик на уровне Европарламента.

Наращивается прямое финансирование лояльных западу структур на территории России. В 2020 году признанный нежелательным в РФ американский Национальный фонд в поддержку демократии выделил на гранты в РФ более $10 млн. В этом году Госдеп запустил программу подготовки молодых лидеров в 4 странах, включая Россию. Заключительная часть проекта — ориентация участников на «сотрудничество с местными НКО» после возвращения в Россию для реализации на практике полученного опыта и вовлечения других граждан в работу организаций. Выделяют финансирование и европейцы. В феврале 2021 года норвежский Фонд Фритта Орда выделил грузинской НПО Civil and Media Initiatives 1,7 млн рублей на продвижение «независимой» журналистики в российских регионах. Получившую грант НПО возглавляет Юлия Счастливцева — выпускница московского проекта нежелательной в РФ Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы.

Предпринимаются попытки увязать внешнее санкционное давления с исходом предстоящих выборов. Так 1 марта Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис заявил: «Если мы настроены серьезно, реализация проекта «Северный поток — 2» должна быть отложена, по крайней мере, до окончания выборов в Государственную думу, которые продут этой осенью <…> Итак, следуя духу диалога, давайте дадим Путину ещё один шанс. Шанс доказать, что Россия способна провести действительно свободные выборы с реальным участием настоящей оппозиции, чьи фамилии будут не в списке заключённых, а в избирательных бюллетенях».

По словам председателя Комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василия Пискарева, одним из примеров вмешательства в предстоящие выборы являются попытки продвижения так называемого «умного голосования». Пискарёв отмечал, что «реклама „умного голосования“ во время прошлых избирательных кампаний не раз появлялась в иностранных СМИ и соцсетях, в том числе, в „день тишины“, когда любая агитация запрещена по закону». «За технологией „умного голосования“ стоят внешние силы и их иностранные агенты, работающие на территории нашей страны», — сообщал Пискарев. Он также отмечал, что в распоряжении депутатов «есть десятки методичек и инструкций американских политтехнологов и НПО по влиянию на избирательные компании в России для продвижения агентов влияния на выборные должности, есть видеоматериалы тренингов и вебинаров по этой же теме».

В Совете Федерации обращают внимание на «зарубежные попытки вовлечь молодежь в противоправную деятельность в период подготовки и проведения выборов в Госдуму». Об этом говорил председатель Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. Он также отмечал, что «на эти цели США и их партнеры выделяют значительные финансовые средства. По линии признанного нежелательным в РФ американского Национального фонда в поддержку демократии в 2020 году на гранты, прямо касающиеся российской молодежи, было выделено порядка $700 000. Эти деньги идут на поддержку политических акций, организацию тренингов для активистов и создание между ними устойчивых сетевых связей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *