Будет ли построен стратегический «Белкомур»?

Будет ли построен стратегический «Белкомур»?
Комплексное развитие Русского Севера затягивается
Игорь Леонидов
30.04.2021

Социально-экономическое развитие обширного североевропейского региона России тормозится вот уже которое десятилетие. Проект магистрали Белое море-Коми-Северный Урал: Архангельск-Сыктывкар-Соликамск в 1250 км, разработанный еще в начале 1910-х и уточненный в 1970-х, а затем в начале 2010-х — так и остается на бумаге. На днях информпортал Архангельской области «Бизнес-класс» подтвердил, что «…воз и ныне там: магистраль по-прежнему остаётся в бумажной версии».

Уточним: строительству подлежат до 60% протяженности артерии, остальные участки (около 500 км) — это действующие линии, большинство из которых давно требуют реконструкции. Но соответствующие работы и сегодня не проводятся. Зато с избытком — всевозможных соглашений между властями примыкающих субъектов Федерации, правительственных распоряжений, деклараций компаний-участниц проекта. С обещаниями, что реализация столь значимого проекта начнется со дня на день…

А ведь почти на всей территории Европейского Севера России (ЕСР) «Белкомур» позволил бы, во-первых, более чем на треть увеличить совокупное промышленное и сельхозпроизводство. Причем с освоением прилегающих к артерии крупных запасов марганца, титана, бокситов (алюминиевого сырья), драгоценных металлов, цветных металлов, графита, редкоземельных элементов. Во-вторых — создать свыше 40 тыс. новых, притом стабильных рабочих мест в североевропейском регионе РФ. В-третьих — увеличить минимум вдвое объем именно промышленного (а не сырьевого) экспорта ЕСР. В-четвертых — обеспечить ежегодно от 80 до 120 млн долл. транзитных доходов между Северной Европой и центрально-/восточноазиатскими странами, поскольку «Белкомур» обеспечил бы кратчайший маршрут между Северной Европой, с одной стороны, и Центральной и Восточной Азией — с другой.

Финансирование строительства магистрали (примерно 160 млрд руб.) было частично предусмотрено из госбюджета — не более 35% в рамках государственного софинансирования. То есть, его основная часть поручена российскому бизнесу. Который, похоже, не спешит вкладываться в проекты, не гарантирующие быстрой и, одновременно, максимальной прибыли в отличие от экспортно-сырьевых проектов. Государственное же софинансирование проекта фактически отменено.

Так и мыкается проект между всевозможными документами, вроде бы гарантирующими его реализацию. Правительство РФ распоряжением от 21 декабря 2019 г. ( № 3120-р) внесло его в план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года. «…Предстоит провести комплексный анализ проекта, наполнить его новым содержанием и подтвердить неоспоримую целесообразность его реализации», — отмечено в этом распоряжении. Официальной конкретики по выполнению этого предписания пока нет.

Но еще в 2008 году проект был включен в «Транспортную стратегию РФ до 2030 года» и в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года». Стало быть, упомянутым правительственным распоряжением целесообразность проекта, включенного в эти «стратегии», фактически оспаривается? Во всяком случае, уже в 2009-м проект исключили из софинансирования со стороны Инвестиционного фонда России.

Затем началась череда декларативных намерений и переговоров. А именно: по данным порталов «Эхо Севера» (Архангельск) и «БН-Коми» (Сыктывкар), с 2009 года искали инвестора для участия в этом проекте. В числе компаний-инвесторов назывались АО «СУЭК», ПАО «Уралкалий», АО «Еврохим», АО «Соликамскбумпром» и другие предприятия. Но, похоже, безрезультатно. Так как позже интерес к проекту проявляли ВЭБ, Банк развития Китая, министерство железных дорог КНР, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорации в России, Центр экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая.

Но, видно, «интересом» дело и ограничилось. Ибо, как сообщают упомянутые порталы, теперь уже в 2013 году «дочка» железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn «подтвердила свое участие в строительстве железнодорожной магистрали».

Однако проект и поныне не реализуется.

Между тем в 2015 году межрегиональная компания «Белкомур» (РФ) и Poly Technologies, Inc (КНР) подписали соглашение о строительстве «Белкомура», предусматривающее софинансирование со стороны государства. Но уже в 2016-м министерство транспорта РФ заявило, что в период до 2020 года не видит бюджетных источников для финансирования реализации проекта.

А в 2017 году представители РЖД сказали, что считают целесообразным начать реализацию проекта только после 2025 года. Но точные сроки создания артерии снова не обозначили. Вот и получается, в буквальном смысле, что у семи нянек — дитя без глазу.

И, как следствие, сроки ввода в действие артерии с начала 2000-х переносились не менее пяти раз.

По-прежнему стратегический проект, нацеленный на комплексную индустриализацию Российского Севера и повышение конкурентоспособности российских транзитных артерий, остается не реализованным.

Будем надеяться, что хотя бы после 2025 года, как заявлено, все же удастся его осуществить. Да и государство не останется в стороне, скажет, наконец, своё решительное слово в столь экономически и геополитически важном деле?

Специально для «Столетия»

Материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *