Кто после майских каникул первым попадет под налоговый каток

Кто после майских каникул первым попадет под налоговый каток

Оглашая свое последнее Послание Федеральному собранию, президент России Владимир Путин отметил, что прибыль, которую получит коммерческий сектор в 2021 году, будет рекордной. В связи с этим, предупредил гарант Конституции, действующее налоговое законодательство будет донастраиваться. «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и отраслей. Будем поощрять, конечно, тех, кто вкладывает», — подчеркнул он.

Не успело отгреметь в медипространстве эхо этих президентских пожеланий, как законотворцы, взяв под козырек, начали ковать железо этой самой донастройки. Что называется, не отходя от кассы. Причем решили начать не с поощрительных пряников для тех, кто вкладывает, а с кнутов для тех, кто выводит.

В частности, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков заявил, что уже после майских праздников на рассмотрение депутатов предполагается вынести законопроект, подразумевающий налогообложение прибылей, выводимых из страны в офшорные зоны в качестве дивидендов. Дискуссии по поводу столь масштабной реформы налоговой системы, по его словам, уже начались, и в ходе грядущих праздников эта «чувствительная тема» должна быть отработана.

«Это законопроект, касающийся изменений в Налоговый кодекс по налогообложению прибыли, которая выводится в офшоры, причем прогрессивному налогообложению. Чем больше средств выводится, тем больше такие средства должны облагаться налогом на прибыль», — раскрыл парламентарий суть инициативы.

Словосочетание «прогрессивная шкала налогообложения», конечно, всецело положительно воспринимается остро жаждущим справедливости российским обществом, особенно на фоне продолжающегося падения его доходов и роста числа нищих граждан.

Но принесет ли это нововведение ощутимую пользу стране и людям? История современной России пестрит примерами, когда законопроект, разрабатываемый вроде бы из благих побуждений, на деле либо оборачивается пшиком, либо провоцирует еще большее ухудшение ситуации.

— Не стоит забывать, что у России с целым рядом стран подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, в рамках которого, собственно, и осуществляются выводы дивидендов за рубеж, — напомнил изданию председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Правда, в последнее время стали появляться сообщения о денонсации подобных договоров — сначала с Кипром, теперь вот с Нидерландами. Видимо, здесь прицел на то, что под влиянием этих факторов зарубежный бизнес, действующий в России, например, пивоваренный гигант номер два в мире Heineken, будет вынужден каким-то образом менять юрисдикцию, чтобы оставаться в привычном режиме работы.

Как, впрочем, и подавляющее большинство крупных российских, включая небезызвестную X5 Retail Group. Но, учитывая фактор глубокой транснациональности крупного бизнеса, я не уверен, что «Справедливой России» (именно в этой партии состоит глава думского комитета по финансам Анатолий Аксаков — ред.), удастся здесь что-то кардинально поменять.

«СП»: — Что позволяет делать подобные предположения?

— Во-первых, народная мудрость о том, что вода дырочку всегда найдет. В случае появления подобного закона, полагаю, бизнес совершит рокировку — даже у какой-нибудь условной отечественной «Копеечки» появится бенефициар с каким-то заковыристым иностранным названием и происхождением из той страны, до которой денонсация соглашений об избежании двойного налогообложения еще не добралась.

Можно, конечно, предположить, что компании массово сменят зарубежные офшорные налоговые юрисдикции на российские, однако произойти это может в том случае, если принять решение о принципиальном запрете специальных налоговых режимов. Но тогда установка особых экономических зон в России вроде Калининграда, Владивостока и прочих, просто потеряет свой смысл.

Во-вторых, опыт, который свидетельствует о том, что строгое законодательство и неумолимое налогообложение у нас существует только для средних и мелких предпринимателей, а весь крупный бизнес лишен этой головной боли и имеет прекрасные возможности миновать эти рогатки.

«СП»: — То есть от законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения выводимых в офшоры дивидендов на практике Россия так ничего существенного и не получит?

— Гораздо правильнее, как мне кажется, было бы просто установить льготы по налогу на прибыль для всего бизнеса. Вопрос нужно было ставить не о том, чтобы запретить какому-то бизнесу выводить свои прибыли в какие-то офшоры, а о том, чтобы распространить такую офшорную зону просто на всю территорию страны. Для экономики это было бы более полезно.

А так, мне кажется, это больше похоже на обычный предвыборный пиар, чем на что-то еще. Добрых двадцать лет эта тема никого не интересовала, а тут вдруг такое пристальное внимание.

— Еще один из отцов современной экономической теории Милтон Фридман утверждал, что любое прогрессивное налогообложение бессмысленно, поскольку те, кто зарабатывает действительно большие деньги, найдут способ его избежать, а ударит это по все остальным, — высказался в схожем ключе директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. — Для того, чтобы деньги не уходил в офшоры, нужно просто делать инвестиционный климат внутри страны привлекательным. Таким, чтобы бизнесу хотелось деньги здесь оставлять, а не отсюда выводить. Об этом неустанно говорится как минимум последние лет 25, но воз, как мы видим, и ныне там.

«СП»: — То есть инвестиционный климат внутри России на «тихую гавань» никак не похож?

— Обратите внимание, на нашем рынке запрещена работа зарубежных аудиторских компаний. На практике это означает, что условный иностранный бизнес, желающий инвестировать в Россию, не может поручить оценку рисков и перспектив этого решения тем, кому он доверяет. Какие выводы из этого? Инвестиций в итоге не будет.

В ситуации, когда стране остро нужны инвестиции, подобная, мягко говоря, недальновидность приводит к тому, что нет ни инвестиций, ни экономического развития. А засылка всевозможных «докторов», в чьи задачи входит «лечение» субъектов бизнеса на предмет выгодности вложений в экономику, приводит только к тому, что субъект от греха подальше берет, и переезжает в другую страну.

«СП»: — Выходит, какие бы законодательные инициативы у нас ни появлялись, инвестиционный климат внутри России привлекательным для бизнеса так и не станет? Интересно, сколько лет может понадобиться на его перемену — пять, десять, двадцать?

— Я вас уверяю, что сделать это можно очень быстро и просто. Для начала достаточно просто неукоснительно соблюдать имеющиеся нормы Конституции РФ. После этого, поверьте, пройдет совсем немного времени, и люди поймут, что инвестиционный климат в России стал благодатным. Что суды у нас судят по закону и справедливости, а не по звонку «нужных людей».

Но вместо этого наше законодательство движется по пути дальнейшего ужесточения. О чем это говорит? О том, что возможности-то меняться есть, а желания меняться нет. Пока я вижу только желание вечно сидеть в полной неизменяемости, а это, в конечном итоге, и приводит к тому, что сейчас у нас творится в экономике. Вот в этом и вся проблема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *