Москва – Сухум – Дамаск: новое измерение взаимных выгод

Москва – Сухум – Дамаск: новое измерение взаимных выгод
Экономические взаимоотношения России и Абхазии с Сирией получили новый импульс
Алексей Балиев
28.05.2021

Быстроразвивающиеся торговые связи России с Сирией, согласно достигнутому на днях сирийско-абхазскому соглашению, смогут уже в ближайшее время осуществляться и через порты Абхазии, что позволит на треть увеличить морские внешнеторговые перевозки между Россией и Сирией. А параллельно — получат развитие сирийско-абхазские торговые связи.

18 мая с.г. Абхазия и Сирия заключили в Дамаске бессрочное Соглашение «О сотрудничестве между сирийскими и абхазскими портами». Оно подписано в рамках официального визита в Сирию делегации Абхазии во главе с её президентом Асланом Бжания. Документ подписали вице-премьер, министр экономики Абхазии Кристина Озган и министр экономики и внешней торговли Сирии Мухаммад Самер Аль-Халиль. Это соглашение проистекает из абхазско-сирийского Договора «О развитии дружественных отношений и экономических связей», заключенного в сентябре 2018 года.

Межпортовое взаимодействие Абхазии и Сирии предусматривает, в том числе, льготные расценки на перевалку грузов сирийско-абхазской торговли, а также реэкспортных, то есть, транзитных, грузов российско-сирийской торговли.

Использование абхазских портов для торговых связей РФ и Сирии выгодно для нас не только ввиду низких расценок на российский транзит через Абхазию. Но ещё и потому, что абхазские порты Сухум и Очамчира более чем на 80 км ближе расположены к черноморско-средиземноморским проливам (Босфор и Дарданеллы) в сравнении с черноморскими грузовыми портами Краснодарского края.

   К тому же в отличие от абхазских портов упомянутые порты РФ нередко перегружены, как перегружены и железнодорожные подходы к ним.

   Что же касается более активного использования крымских портов, то они подпадают под антироссийские санкции Запада. Да и со стороны Турции только и жди подвоха, поскольку Анкара, напомним, по-прежнему не признаёт российский статус Крыма. Зато порты Абхазии вне всякого давления извне. К тому же через абхазские порты можно будет наладить торговые связи России с Ираком и Иорданией, которые сегодня осуществляются транзитом через порты Сирии (Банияс, Латакия, Тартус).

     Немаловажно и то, что с помощью России в ближайшие годы планируется в рамках инвестиционной программы Абхазии увеличить мощности абхазских портов. Эта программа более чем на две трети финансируется российской стороной. Вопросы её реализации 22-24 апреля с.г. были обсуждены в Москве правительственной абхазской делегацией с заместителем главы Администрации президента России Дмитрием Козаком.

Активное развитие торговых связей между Россией и странами афро-азиатского Средиземноморья также требует наличия крупных мощностей черноморских портов Северного Кавказа РФ и Абхазии ввиду создания в ближайшие год-два зон свободной торговли РФ и ЕАЭС с Египтом и Израилем.

В то же время требуются надлежащие железнодорожные «связки» северокавказских и абхазских портов с примыкающими регионами России.   Пока же РФ с портами Абхазии соединяет только одна, притом прибрежная, железная дорога. Та же прибрежная артерия соединяет порт Туапсе с другими регионами РФ. Такая железнодорожная конфигурация содержит в себе риски «закупорки» грузовых перевозок в этих портах, если резко увеличатся объемы перевозок или портовых грузоперевалок в случае, скажем, обострения военно-политической ситуации в регионе.

   В этой связи, руководством Южного Федерального округа еще в начале 2010-х было предложено создание стальных магистралей, обеспечивающих дополнительную, притом кратчайшую по расстоянию, стыковку ряда портов Северного Кавказа и Абхазии с Краснодарским краем и Ставропольем (см. карту-схему). Но эти проекты и поныне не заявлены к реализации по крайней мере, не включены в «Стратегию развития железнодородного транспорта России на период до 2030 года».

Заметим, что это проекты еще 1950-1970-х годов. Уже тогда предлагалось устранить изъяны в кавказской   железнодорожной сети. Но, увы, воз и ныне там.

Предложения ЮФО по новым железным дорогам к портам Северного Кавказа и Абхазии.jpg

Специально для «Столетия»

Материалы по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *