Экономика

Почему Эрдоган спешит со строительством канала “Стамбул”

class=”post_img”>Почему Эрдоган спешит со строительством канала

Турция планирует начать строить канал “Стамбул” в обход пролива Босфор в конце июня 2021 года. На это время намечена церемония начала возведения объекта. В комментарии “ПолитЭксперту” бывший глава МИД Турции Яшар Якиш и отставной турецкий контр-адмирал, экс-начальник штаба ВМС Джихат Яйджи рассказали, что даст их стране канал и к чему может привести его постройка.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил — новый канал повысит стратегическую значимость Стамбула. При этом он отметил, что есть те, кто обеспокоен новым проектом, однако несмотря на их опасения, он все равно будет реализован.

“Вы увидите шесть мостов над каналом. На обоих берегах новой искусственной водной артерии будут построены два города. Они украсят облик Стамбула”, — сказал Эрдоган.

Канал “Стамбул” пройдет на расстоянии примерно 30-60 километров к западу от Босфора. Власти Турции уверяют, что его строительство необходимо для разгрузки пролива. Этот проект в случае его реализации станет крупнейшей инфраструктурной инициативой в истории Турции. Его стоимость, по оценкам экспертов, может составить порядка 15-20 миллиардов долларов.

При этом финансовые институты Турции восприняли инфраструктурные планы Эрдогана без воодушевления. Банки страны не торопятся инвестировать в новый проект, так как он сопряжен с высокими экономическими, политическими и экологическими рисками. Особое опасение вызывает то, что канал не будет включен в конвенцию Монтре, которая регулирует работу проливов Босфор и Дарданеллы. Это развязывает Эрдогану руки в целом ряде вопросов, в том числе касающихся пропуска военных судов в Черное море.

Экс-глава МИД Турции рассказал, почему Эрдоган спешит со строительством канала "Стамбул"

Бывший начальник штаба ВМС Турции Джихат Яйджи заметил, что суверенитет его страны над проливами и Мраморным морем так или иначе длился порядка 570 лет. Конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, лишь восстановила право Стамбула на эти территории, которое было утрачено в результате Первой мировой войны.

Джихат Яйджи считает, что никаких геополитических или военных последствий строительства канала “Стамбул” ожидать не стоит. Он отметил, что конвенция Монтре регулирует как режим транзита судов через проливы, так и продолжительность пребывания в Черном море.

“Суда, которые будут проходить через канал, конечно же, будут включены в ограничения Монтре по типу, тоннажу и т. д. Однако на суда, проходящие через канал, могут распространяться особые цены и обязательства по обеспечению безопасности на море. Это неоспоримое суверенное право Турции. Турция до сих пор выступала за мир, стабильность и безопасность на Черном море, придерживалась принципа региональной ответственности, всегда холодно относилась к иностранным вмешательствам с пониманием того, что Черное море принадлежит живущим на его берегах народу”, — сказал Джихат Яйджи.

Он подчеркнул, что Турция старается поддерживать хорошие отношения с Россией, Украиной и Грузией. Анкара стремится выполнять роль добросовестного посредника между этими странами и не желает ее деконструировать.

Экс-глава МИД Турции Яшар Якиш в комментарии “ПолитЭксперту” отметил — Эрдоган настаивает на реализации проекта канала “Стамбул” сразу по четырем причинам. Первая из них связана с тем, что нынешний президент страны является автором идеи этой масштабной стройки. Поэтому реализация канала имеет большое значение для Эрдогана.

Второй причиной является конфликт с оппозиционными силами. Турецкий лидер опасается, что если он откажется от проекта, то лишится политической поддержки своих сторонников. Кроме того, круги, близкие к Эрдогану и правящей партии, приобрели участки на маршруте, по которому пройдет канал “Стамбул”. Если проект будет отменен, деньги, вложенные в эти земли, превратятся в мертвые инвестиции. Последняя, четвертая, причина связана с тем, что к проекту планируется привлечь подрядчиков, близких к правительству.

Проход через турецкие проливы налагает ряд ограничений на военные корабли стран, не имеющих побережья в Черном море. Соответственно, другие государства не могут держать военные корабли выше определенного тоннажа в этих водах. Кроме того, срок их пребывания ограничен 21 днем. Если Турция находится в состоянии войны или видит неминуемую угрозу вооруженного конфликта, она может закрыть проливы для иностранных военных судов. Таким образом, конвенция Монтре способствует поддержанию баланса сил в Черном море.

Яшар Якиш подчеркнул, что если страна, не имеющая побережья в Черном море, попытается ввести военные корабли в эти воды за пределами квот Монтре, баланс нарушится. Особенно такой сценарий будет невыгоден России. Таким образом, контракт, который является гарантом стабильности в Черном море последние 85 лет, будет обсуждаться. Если этот баланс будет нарушен, Турции будет трудно восстановить его, и существует вероятность того, что бассейн Черного моря окажется в состоянии нестабильности, уверен дипломат.

“Канал “Стамбул” — это деликатный вопрос, так как он может вызвать такую ​​дискуссию. Вопрос о том, может ли Турция реализовать такой дорогостоящий проект, находясь в экономических трудностях, также является предметом отдельного обсуждения. Возможно, проект может быть реализован путем заимствования или предоставления концессий иностранным компаниям, но долгосрочные обременения, которые турецкий налогоплательщик понесет сам, также будут большими”, — заключил Яшар Якиш.

Ранее политический обозреватель Заид Бельбаги, работающий с Советом сотрудничества стран Персидского залива, в колонке для Arab News выпустил статью, в которой заявил — Стамбул готов поступиться стабильностью и безопасностью региона в угоду своих политических амбиций, что должно вызывать опасения у всего международного сообщества. По его мнению, если Турция продолжит пытаться реализовать проект канал “Стамбул”, у этого могут быть военные последствия.

Читайте также: 

Экс-глава МИД Турции: попытка воссоздания Османской империи станет большой ошибкой

Яшар Якыш: Турции пора начать диалог с Россией по Крыму

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *