Армения: выборы прошли, проблемы остались

Армения: выборы прошли, проблемы остались

В Армении 20 июня прошли досрочные парламентские выборы, в которых приняли участие 4 предвыборных блока и 21 партия. Выборы проходили только по пропорциональной системе, т. е. без мажоритарного компонента, присутствовавшего на парламентских выборах 2017 и (также внеочередных) 2018 гг. Партии должны были преодолеть избирательный порог в 5%, а блоки в 7%. При этом, согласно «Избирательному кодексу» в парламенте не может быть менее трех партий/блоков. Законодательная норма о присутствии в парламенте не менее четырех партий вступит в силу со следующих парламентских выборов.

Окончательная явка избирателей к моменту закрытия избирательных участков составила 49,4%. Из 2 млн 593 тыс. 572 граждан пришли голосовать 1 млн 281 тыс. 174 избирателей. Это почти на 1% выше в сравнении с досрочными парламентскими выборами 9 декабря 2018 г. Таким образом, уже во второй раз в истории страны к урнам для голосования пришло меньше половины избирателей. Тенденция стала наблюдаться после «бархатной» революции. Это объясняется «раздутыми» списками избирателей и, видимо, снижением уровня подтасовок, которые приводили к тому, что число участников общенациональных выборов достигало 1,5-1,7 млн человек.

Центральная избирательная комиссия завершила подведение итогов прошедших в минувшее воскресенье внеочередных выборов в Национальное собрание 8-го созыва. Обработаны данные со всех 2008 избирательных участков. Голоса среди наиболее лидирующих субъектов предвыборной кампании распределились следующим образом:

1. Партия «Гражданский договор» (первый номер в списке Никол Пашинян) – 53,92% (687251 голос),

2. Блок «Армения» (Роберт Кочарян) – 21,04% (268165),

3. Блок «Честь имею» (Артур Ванецян) – 5,23% (66633),

4. Партия «Процветающая Армения» (Гагик Царукян) – 3,96% (50416)

Мандаты будут распределены следующим образом: «Гражданский договор» – 71 мандат, блок «Армения» (партии «Возрождающаяся Армения» и АРФ – Дашнакцутюн) – 29 мандатов, блок «Честь имею» (Республиканская партия и партия «Отечество») – 7 мандатов.

Представители четырех крупнейших национальных меньшинств (езиды, русские, ассирийцы и курды) получают 4 мандата: три во фракции «Гражданского договора» и одно – в блоке «Армения». Кроме того, блок «Армения» получает 2 дополнительных мандата, чтобы мест у оппозиции в парламенте было не менее 1/3.

Отметим, что число депутатов в парламенте Армении не фиксировано: известно только, что в нем не может быть менее 101 депутата (в парламенте предыдущей легислатуры их было 132).

В целом прохождение в парламент трех вышеупомянутых партий прогнозировалось, впрочем, как и четвертой в лице «Процветающей Армении», которая принимала участие уже в пятых выборах, но на этот раз не смогла преодолеть избирательный барьер.

Постараемся кратко оценить итоги минувших выборов во внутриполитическом контексте. Так, число голосов, полученных партией «Гражданский договор», стало полной неожиданностью для большинства местных наблюдателей. Мало кто предполагал, что партия повторно получит 2/3 мандатов по итогам осенней войны в Нагорном Карабахе. Большинство наблюдателей полагало, что ни одна партия/блок не смогут получить такого количества голосов, которые могли обеспечить ей единоличное правление, без формирования коалиции. Причины того, что «Гражданский договор» получил такое большое число голосов, можно свести к следующему:

– вся предвыборная, как и предыдущие политические кампании были проведены в рамках парадигмы «нынешние – бывшие»;

– «увод» внимания избирателей от других альтернатив, кроме экс-президента Роберта Кочаряна (1998-2008 гг.), имеющего очень высокий антирейтинг;

– правительство Пашиняна было первым за последние более чем 25 лет, которое не «кошмарило» бизнес;

– успешное проектирование и реализация субвенционных программ в регионах, реально повысивших качество жизни части сельского населения.

Неудача самой ресурсной силы блока «Айастан»/«Армения» обусловлена, помимо вышеупомянутого высокого антирейтинга второго президента, неспособностью выйти из выгодной Пашиняну парадигмы «бывшие – нынешние». Напомним, ранее Кочарян и третий президент Серж Саргсян отказались от предложения Тер-Петросяна бывшим главам государства, напрямую не участвуя в выборах, объединиться в одну избирательную «колонну» под руководством нейтрального технократа, способного сформировать профессиональное правительство и начать шаги по выводу страны из кризиса.

Также предполагается, что Кочарян выбрал не самых удачных партнёров, ибо влияние партии «Возрождающаяся Армения» за пределами Сюника весьма ограничено. Что касается АРФ – Дашнакцутюн, то это не самый «рейтинговый» и, что особенно важно,  не самый надёжный партнер. Напомним, что в апреле-мае 2018 г. партия вышла из коалиции с республиканцами, поддержала своими голосами избрание Пашиняна на пост премьер-министра, а затем в течение почти 5 месяцев входило в состав «постреволюционного» коалиционного правительства.

Вместе с тем в парламенте произошла полная ротация оппозиции, которая теперь может блокировать конституционные законы и реформы, предлагаемые правительством. При определённых условиях она может оказывать и давление на «партию власти», но только при задействовании других инструментариев (общественных структур, социальных сетей, улицы и прессы).

Во время предвыборной кампании Пашинян обещал устроить «большую чистку» в государственных структурах. Если он будет действовать не скальпелем, а молотком, то весьма вероятно, что внутриполитическая и социальная напряженность в стране ещё более возрастёт.

Пока же блок «Честь имею» обратил внимание международных и местных наблюдательских миссий на многочисленные нарушения в ходе выборов и готов оказать необходимое содействие. В свою очередь, в блоке «Айастан» заявили, что не примут результаты выборов до тех пор, пока все проблемные вопросы не будут прояснены и сомнения не будут развеяны. Сторонники Роберта Кочаряна собираются оспорить итоги голосования в Конституционном суде. Напомним, что за всю историю кампаний по выборам в парламент и президента по их итогам судебных тяжб не было только в 1999 и 2018 гг.

Опубликованные результаты парламентских выборов весьма противоречивы и не вызывают доверия. Они вступают в резкое противоречие с различными проявлениями общественной жизни (свидетелями которых мы стали за последние 8 месяцев), с результатами опросов, в том числе и международных, а также со здравым смыслом. Многолюдные митинги оппозиционных сил в ходе агитации и малочисленные мероприятия власти, кризис доверия указывали на наличие совершенно иных общественных настроений.

«Серьезнейшая основа недоверия к результатам выборов – сотни сигналов, поступавших с разных избирательных участков в день выборов, что свидетельствует о систематической, заранее спланированной фальсификации результатов выборов. Блок «Армения» ставит задачу немедленно провести глубокое и обоснованное расследование о предполагаемых нарушениях», – сказано в заявлении блока «Айастан».

Между тем сомнения и сигналы к судебному иску в Конституционный суд не приложишь, и возникает вопрос о том, есть ли у двух оппозиционных блоков достаточно убедительные и доказуемые факты, которые были бы приняты во внимание в Конституционном суде. Мы предполагаем, что весомых фактов фальсификаций и масштабных нарушений во время предвыборной кампании, которая была далеко не идеальной, у блока «Армения» может оказаться недостаточно, в то время как время для подготовки серьезного иска в Конституционный суд ограничено. И здесь один из возможных вариантов – попытаться оспорить право Пашиняна оставаться во главе правительства на посту врио премьера, в том числе во время предвыборной кампании.

По итогам выборов Пашинян сформирует новое правительство; возможно, будут структурные и кадровые перемены. Так, скорее всего, вице-премьером станет крупный, по меркам Армении, бизнесмен Хачатур Сукиасян, являющийся одним из главных спонсоров предвыборной кампании «Гражданского договора» и ранее помогавший газете «Айкакан жаманак», главным редактором которой является Пашинян. Можно только предположить, что если такое назначение состоится, то влияние Сукиасяна на внутреннюю и внешнюю политику будет выходить за рамки должностей обычного вице-премьера.

По итогам выборов также отметим, что три проамериканские партии/блоки, участвовавшие в минувших выборах, как мы и предполагали, не набрали достаточно голосов для прохождения в парламент. Но зато они оказались «в предбаннике», заняв места в первой десятке: партия «Республика» (5-е), «Блок демократов Ширинян–Бабаджанян» (7-е) и «Национально-демократический полюс» (8-е).

Что касается поздравлений из-за рубежа, то пока они официально не поступили (окончательные итоги выборов будут подведены в конце недели). Тем не менее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил: «Мы очень внимательно отслеживаем информацию из Еревана, мы приветствуем информацию Центральной избирательной комиссии Армении о том, что эти выборы состоялись. И, конечно, мы видим, что убедительную победу одержала партия Пашиняна. Мы поздравляем армянский народ с выбором».

Армения, как отметил пресс-секретарь президента РФ, является ближайшим союзником России и её партнером: «Конечно, мы желаем, чтобы этот выбор армянского народа помог справиться с теми трудностями, которые сейчас переживает страна, и выйти на устойчивую траекторию развития, в том числе и путем реализации трехсторонних договоренностей, которые были достигнуты и подписаны при непосредственном участии президента России».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *