Экономика

Меры правительства по снижению цен на продукты: насколько они эффективны

class=»post_img»>Меры правительства по снижению цен на продукты: насколько они эффективны

Правительство приступило к реализации мер по снижению цен на продукты, предложенных «Единой Россией». В числе инициатив, которые должны оперативно повлиять на ситуацию, — заключение соглашений между торговыми сетями и производителями о снижении наценок на социально значимые продукты. В первую очередь, речь идет о входящих в так называемый «борщевой набор» овощах — капусте, луке, картофеле, моркови и свекле, а также огурцах и помидорах.

«Актуальные комментарии» выяснили, насколько эффективны будут предложенные меры.

«Предложения „Единой России“ опираются на механизм, который показал свою эффективность в отношении сахара и подсолнечного масла в первом полугодии этого года. Когда происходили пиковые скачки цен на сырье, у нас между представителями торговых сетей и объедениями крупных поставщиков заключали соглашения. В них фактически фиксировался предельный уровень цен», — сообщил руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

Однако для овощной продукции, цена на которую колеблется в зависимости от сезона, следует говорить о более сложной механике, полагает Кирьян. По его словам, в крупной рознице так называемые социально значимые продовольственные товары имеют наценку, близкую к нулевой.

«Желательно дополнить механизмами поддержки производителей, чтобы у них не росли цены, связанные с упаковкой, с перевозкой, с оплатой услуг ЖКХ при хранении продукции, которая осуществлялась при ее перевалке», — добавил эксперт.

Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков отметил, что в отличие от сахара и подсолнечного масла зафиксировать стоимость овощей на уровне аграриев не так просто — их в стране десятки тысяч, и договориться с ними будет сложно. Теоретически, отметил эксперт, заморозить цены на продукцию возможно лишь в рознице, хотя в этом случае ритейлеры будет стремиться добрать свою прибыль, повышая цены на другие товары. Кроме этого, в прошлом году в России из-за погодных условий урожай картофеля оказался на 10% ниже, чем в 2019 году.

«Плюс к этому фермеры сократили посевные площади под морковью на 20%, так как в предыдущем сезоне было перепроизводство этой продукции и цены на нее рухнули. Производители ничего не заработали. Это обернулось тем, что в 2021 году мы раньше перешли на импорт, уже к апрелю-маю. А стоимость импортной продукции была выше», — пояснил Глушков.

Аналогичное мнение разделяет директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова. По ее словам, обе стороны — и торговые сети, и население — пытаются выжить в тяжелых экономических условиях.

На рынке продовольствия сформировалось неравенство между крупными ретейлерами и представителями малого и среднего бизнеса. Первые могут диктовать свои условия поставщикам и устанавливать выгодные цены. Вторым же приходится бороться друг с другом и поднимать цены, чтобы не вылететь с рынка.

«В условиях тотального экономического кризиса производители и поставщики стараются хотя бы отбить затраты на перевозки, изготовление продуктов», — отметила Виноградова.

Еще одна причина роста цен на продукты — подорожание удобрений на внутреннем рынке от 15% до 88%, сообщил заведующий кафедры финансовых рынков РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.

«Если раньше мольбы производителей о необходимости повышения отпускных цен трактовались как сговор, то теперь это больше походит на предупредительный выстрел», — сказал Ордов.

Эксперт добавил, что Минпромторг и другие ведомства занимаются сдерживанием цен на продукты в рознице для того, чтобы в следующем году минимизировать возможные ценовые сюрпризы.

В пресс-службе «Единой России» сообщили, что первые итоги реализации планов по снижению цен на продовольствие подведут уже через две недели. Еще одну меру для снижения цен на овощи предложил депутат «Единой России» Алексей Гордеев. По его мнению, одного заключения соглашений между торговыми сетями и производителями о снижении наценок на социально значимые продукты недостаточно.

«Необходимо организовать поставки сельхозпродукции от производителей для ее реализации на городских рынках и ярмарках напрямую населению. Без посредников. Сделать это на весь сезон уборки урожая текущего года», — предложил Алексей Гордеев.

Еще одна мера снижения цен на плодоовощную продукцию, предложенная в правительстве для снижения цен на плодоовощную продукцию — это двукратное увеличение количества ярмарок в регионах. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, такие возможности в стране есть.

«В конце 2020 года Правительство РФ подготовило соответствующее распоряжение. Сегодня 77 субъектов РФ откликнулись и свои „зеркальные“ нормативные акты по организации ярмарочной торговли подготовили. Ожидаем, что все регионы активно подключатся к этой работе с необходимой помощью Минпромторга», — сказала она, добавив, что представители правительства также будут активно участвовать в деятельности рабочей группы по контролю за ценами на продукты питания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *