Политика

Битва за Арктику: в ожидании обострения

Битва за Арктику: в ожидании обострения

Американский аналитический центр RAND опубликовал доклад, в котором рассматриваются потенциальные риски, связанные с соперничеством арктических государств. Что это за риски и как должны развиваться существующие механизмы управления ими?

Восемь признанных арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США — давно сотрудничают в арктическом регионе даже тогда, когда их интересы, особенно интересы России и США, не совпадают в других областях. Каждое из этих государств осознает, что оно извлекает выгоду из текущего сотрудничества, которое осуществляется через набор международных, региональных и субрегиональных механизмов управления. Но сотрудничество в Арктике развивается под воздействием таких факторов, как изменение климата, экономика и геополитика, и поэтому механизмы управления также должны развиваться, чтобы смягчить новые риски, прежде чем они потенциально перерастут в конфликт.

Что это за риски? Как должны развиваться существующие механизмы управления этими рисками? В своем докладе исследователи предлагают четырехэтапный подход к выявлению потенциальных катализаторов конфликта в Арктике.

Для снижения риска срыва сотрудничества к 2030 году, отмечают авторы доклада, заинтересованные стороны в Арктике должны работать в трех направлениях: совершенствование ограниченных в настоящее время диалога и прозрачности по военным вопросам; обновление и предоставление новых возможностей для реализации существующих соглашений об управлении в Арктике, без ущерба для суверенитета арктических государств; признание проблем, которые не могут быть решены с помощью существующих механизмов, а также поиск механизмов для снижения влияния уже выявленных рисков.

По мнению исследователей, потенциально к конфликту в Арктике могут привести усиление экономической и политической роли России и Китая, экологические риски, Арктика как «серая зона», а также неопределенность в отношении геополитического будущего региона.

Кроме этого, авторы доклада выявили ключевые пробелы, которые могут замедлить своевременное решение вышеозначенных проблем. В их числе — ограниченный диалог по военным вопросам, нежелание сторон выполнять существующие соглашения по управлению регионом, а также противоречия между растущей потребностью в инклюзивности и интересами арктических государств. Сами по себе эти пробелы не порождают конфликтов, но могут побудить государства разрешать конфликты иными способами, чем региональное сотрудничество, отмечают аналитики RAND.

Для устранения этих пробелов арктические заинтересованные стороны должны улучшить диалог и прозрачность по военным вопросам, обновить и предоставить новые возможности для реализации существующих соглашений по управлению и обеспечить большую инклюзивность в принятии решений, касающихся Арктики, не ставя под сомнение суверенитет арктических государств, заключают авторы доклада.

Вашингтонский аналитический центр RAND финансируется из бюджета США и выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства США, их вооружённых сил и связанных с ними организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *