Что будет в курсом рубля в августе и сентябре

Что будет в курсом рубля в августе и сентябре

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о том, что инфляция сохранится надолго.

«Наше население жило во время низкого уровня инфляции очень короткие периоды времени. Инфляционные ожидания были более сдержанными, когда условия были стабильнее <…>, но они реагируют на пандемию и рост цен», — отметила глава регулятора.

Российская экономика, как и мировая, проходит довольно сложный период стабилизации после коронавирусной встряски, серии локдаунов по всему миру, осложнении международного товарообмена.

К тому же на мировую экономику оказывает влияние и инфляция в США. Всё это осложняет прогнозы на долгосрочный период, однако «Журналистская правда» попыталась обозначить основные тенденции и риски вместе с экономистом и политологом Никитой Масленниковым.

«Что будет с инфляцией? Последние недельные замеры показали её нулевой прирост, хотя неделей ранее было первое снижение индекса потребительских цен на 0,01%. Конечно, это чисто статистический эффект, но тем не менее, он показывает замедление темпа роста цен. И здесь важно также посмотреть на среднесуточную динамику. В июне в целом по месяцу рост цен был 0,023% в сутки, в июле уже 0,015%.

Это является указанием на то, что инфляция начинает потихоньку притормаживать, и действия Центробанка по повышению ключевой ставки оказались справедливыми и своевременными. Учитывая, что с начала года её подняли на 2,25 процентных пункта, мы видим, что эффекты начинают срабатывать. Причём если в прошлые годы ключевая ставка начинала работать через 2-4 квартала, то здесь мы видим гораздо более быстрое влияние.

Означает ли это, что нам надо расслабиться? Не уверен. Скорее всего, на инфляцию также действует эффект низкой базы прошлого года, и она будет находиться на этом плато в 6,5% ещё месяца два. И начнёт разворачиваться вниз не ранее октября.

Есть и определенные риски. В годовом выражении она может вылететь и выше 6,5% в связи с неопределённостью по ходу уборочной кампании нового урожая. В этом году посевная сдвинулась из-за погодных условий на месяц. Соответственно, уборочная кампания тоже сдвинулась, а эффект поступления нового урожая может быть растянутым по времени.

Хотя мы видим, что на 6-7% подешевел картофель, начинают снижаться овощи борщевого набора. Но тем не менее, риски нового урожая остаются.

Кроме того, у нас есть риск высокой неопределённости по ценам на бензин. Тут присутствует разогрев спроса в связи с тем, что люди никуда не поехали в этом году, а колесят по России – спрос повышен.

Всё это достаточно неопределённая ситуация, которая пока может дать некий итоговый подскок индекса потребительских цен.

Но тем не менее, ситуация постепенно выравнивается. Конечно, напряжение остаётся. Всё происходящее находится довольно далеко от инфляционной цели ЦБ, которая составляет 4,5%. Тем не менее, ориентироваться надо на тот прогноз, который ЦБ обнародовал: по этому году инфляция в годовом выражении может составить 5,7-6,2%.

Тренд к снижению инфляции обозначится очевидно, наверное, с середины осени.

Для рубля такая динамика относительно нейтральна. Ценовой фактор на курсообразование будет влиять значительно меньше, чем это было в конце прошлого года и начале этого.

Здесь большее значение приобретают другие факторы. Начнём с того, что не очень понятно, что будет происходить с геополитическими рисками. Традиционно рубль неодооценён из-за геополитических рисков, зависит от степени напряжённости. Пока всё нормально, фактор не слишком значим для курсообразования. Поэтому последнее время наблюдается тенденция некоторого укрепления рубля, сейчас он наблюдается в коридоре 73-74 рубля и может укрепляться. Тем не менее, пока он в интервале. Поэтому фактор геополитических рисков не очевиден: может сработать, может не сработать. Вторая половина года проходит активно в США, происходят обсуждение различных проектов, что может накалить атмосферу, связанную с санкционным давлением.

Нефть будет выраженно действовать на укрепление рубля. ОПЕК+ уже с августа будет ослаблять свои ограничения рубля, что позволит увеличить добычу. Это, надеюсь, скажется положительно на платёжном и торговом балансе. Нефть будет работать на стабилизацию курса.

По всем этим причинам курс должен находиться в том же коридоре, в котором он находится и сейчас: 73-74 рубля за доллар. Такое положение сохранится в ближайшие два месяца, если не случится геополитического обострения.

Но есть ещё два риска. Один из них более «длинный», но он может сработать, потому что до сих пор не понятна ситуация с инфляцией в США: то ли это временный фактор, локальный всплеск, тогда он к концу года будет сокращаться. То ли это новая среднесрочная тенденция. В первом квартале цены в США выросли на 2,7%. Во втором квартале инфляция составила 6,1% – втрое выше официальной цифры. Это может подвигнуть денежные власти США к более раннему свёртыванию программы количественного смягчения США, а в 2022 году даже прийти к повышению своей базовой ставки. Это развернёт финансовые потоки в мире, даст доллару стимул к укреплению и скажется на тенденции к ослаблению рубля. Но такой риск растягивается на полгода по срочности реализации. Пока много неочевидных сигналов о том, какова природа инфляции в США. В самом руководстве ФРС тоже присутствуют разные точки зрения, хотя участники рынка замечают, что риторика ужесточается. Всё больше и больше управляющих федеральными резервными банками высказываются о том, что придётся сокращать программу выкупа раньше срока. В случае реализации этого риска к концу года мы можем уйти в коридор 74-75, в моменте ближе к 76.

Но есть риск краткосрочный. Это ситуация на фондовом рынке Китая. Вмешательство госрегуляторов в рынок обвалило сначала бумаги образовательных стартапов, они упали в моменте на 60-80%, а главные индексы Китая улетели вниз на 5-6%. Но сейчас ситуация выправляется. Любые жёсткие действия могут опрокинуть китайский фондовый рынок, а это потянет за собой ситуацию во всём мировом финансовом хозяйстве. Но пока китайцы демонстрируют, что они готовы справиться».


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *