ЕС без ДВС. С какими трудностями столкнется европейский «прорыв в будущее»

В ближайшее время на рассмотрение Европейского парламента должен быть вынесен интереснейший документ – так называемая программа действий Fit for 55, в которой изложены уже не прекраснодушные общие фразы относительно тотального «озеленения» Старого Света, а конкретные меры по резкому сокращению вредных выбросов в тамошнюю атмосферу с четкими сроками вступления таковых в силу. Особое внимание в упомянутом выше документе привлекает блок вопросов, связанных с транспортной отраслью. Планы еврочиновников поражают своими масштабами и амбициозностью.

Прежде всего в данном контексте следует упомянуть о твердом намерении руководства Евросоюза «избавить» в самом ближайшем будущем все до единой его страны от «грязных» двигателей внутреннего сгорания, потребляющих ископаемое топливо. Причем речь в данном случае идет вовсе не только об автомобилях. В Брюсселе задумали настоящую «транспортную революцию», которая затронет не только нынешних поставщиков топлива и производителей конкретных средств передвижения, но, без преувеличения, все общество. Насколько реалистичны подобные глобальные планы и каковы могут быть их последствия?

Одно сплошное электричество…

Главным смыслом, заложенным в Fit for 55, является (как можно догадаться уже из названия стратегии) стремление ЕС сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 55%. Причем достигнуть эту, прямо скажем, не самую простую цель там вознамерились уже в 2030 году. Как уже было сказано, одним из главных «осквернителей» европейского воздуха признан транспорт: по оценкам профильных экспертов на него приходится не менее четверти всей попадающей туда вредной гадости, особенно – в городах. Вот за него-то и решили взяться в первую очередь. Выбросы из выхлопных труб, по замыслу еврочиновников, к 2050 году должны сократиться на все 90%. Каким же образом возможно достигнуть такого ошеломительного результата? Прежде всего, для двигателей внутреннего сгорания вот-вот будет введен новейший стандарт – Евро-7.

Какие требования будут заложены в него, пока до конца не ясно, однако уже доподлинно известно о том, что создание автомобилей с такими двигателями приблизит их по себестоимости к истребителям F-35. Во всяком случае, несколько мировых автомобильных гигантов уже заявили о своем категорическом отказе связываться с новыми стандартами. Даже японцы, казалось бы, способные создать (в области транспорта) все что угодно, прикинули, что такие «движки» будут на вес золота и не стали даже начинать их разработку. Может, немцы возьмутся? Впрочем, в любом случае европейских владельцев автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), упорно не желающих отказываться от них в пользу электрокаров, ждет и другой «приятный сюрприз» в виде «карбонового налога», драть который с них начнут в самом ближайшем времени. Раздав вдоволь «пряников» в виде дотаций и субсидий на приобретение гражданами экологически чистых электромобилей (в среднем по Евросоюзу достигающих от 3 до 9 тысяч евро), Брюссель, как видим, решил перейти к «кнуту».

Начиная с 2035 года продажа машин с бензиновыми, дизельными или потребляющими СПГ двигателями будет в ЕС попросту запрещена. Исходя из этой перспективы многие ведущие автомобилестроительные концерны уже продекларировали намерения вовсе отказаться от выпуска моделей с ДВС, полностью переключившись на электрокары, «гибриды» и автомобили с водородными двигателями. Причем касается это вовсе не только производителей «легковушек» – в том, что после 2040 года с их конвейеров не сойдет ни одна машина с «грязным» мотором клятвенно заверили мировую общественность и главные производители грузовиков: Iveko, Daf, Scania, Man, Volvo, Ford и Daimler. При этом представители названых концернов не скрывают, что перестройка производства «большегрузов» на альтернативные виды топлива потребует вложений на сумму в, как минимум, 100 миллиардов долларов.

Мало того, в том же Daimler заявили, что, поскольку, к примеру, водородные и электрические моторы намного примитивнее по конструкции и проще в производстве, чем «сердца» нынешних автомобилей, для их сборки рабочих потребуется чуть ли не вполовину меньше, чем трудится в соответствующих цехах сейчас. Зато свежеиспеченные безработные смогут на досуге дышать исключительно свежим и чистым воздухом… Как бы то ни было, но европейские автопроизводители, которые попросту вынуждены идти в ногу со временем, в спешном порядке переключаются на выпуск электромобилей – только в нынешнем году ими было запущено производство более полусотни их новых моделей. Пока что это приносит определенные дивиденды – благодаря государственному стимулированию продажи электрокаров в Старом Свете за этот период взлетели чуть ли не в полтора раза и превысили 1 миллион 400 тысяч машин. На первый взгляд картина получается вполне благостная и вдохновляющая.

Гладко было на бумаге… О чем забыли авторы Fit for 55?

Тем не менее у программы «транспортного озеленения» имеются свои «узкие места» и «подводные камни», часть из которых явственно видна уже сегодня, а какое-то количество неминуемо даст знать о себе в не таком уж и далеком будущем. Прежде всего, это, как несложно догадаться, вопрос заправок для электромобилей. Согласно соответствующей директиве ЕС, таковые должны появиться в каждой европейской стране на расстоянии не более 60 километров друг от друга. В том числе, и в сельских, труднодоступных (горных или лесистых) районах, там, где вообще-то мало кто проживает. Вложения? Да, причем колоссальные. Для Франции или Германии это, возможно, и будет посильно, но вот что делать государством с намного менее развитой экономикой и инфраструктурой? Разве что ждать дотаций от Брюсселя. Но вот будет ли у него желание и возможность их давать? Опять же, то громадное количество электроэнергии, на которую планируется перевести не только личные авто граждан, но также и общественный транспорт, сельскохозяйственную технику и все прочее, нужно каким-то образом вырабатывать.

Имеются весьма большие сомнения, что с данной задачей справятся ветряки и солнечные панели. И тут, опять же, возникает каверзный вопрос – а не сожгут ли электростанции для обеспечения работы «экологически чистого» транспорта ископаемого топлива куда побольше, чем его сгорело бы в двигателях машин? С соответствующим количеством выбросов в атмосферу, естественно. Внятного ответа на это пока что не существует. Еще одна щекотливая тема – аккумуляторы. Мало того, что для их производства понадобится невиданное ранее количество лития, кобальта, меди, никеля, которые еще нужно будет добыть. Утилизовать отработавшие свое батареи – та еще проблема. Понятно, что в Евросоюзе намерены подойти к ее решению со всей серьезностью, но в какую копеечку это влетит?

Автотранспорт – это ведь не только автомобили граждан и предприятий, спецмашины различных экстренных служб. Это еще и трактора, комбайны, экскаваторы и бульдозеры, различные подвижные краны и платформы. Одним словом, разнообразная техника, без которой современная экономика немыслима. Самое замечательное, что «озеленить» в ЕС твердо намерены и ее тоже! И вот тут уже начинаются вполне реальные проблемы. Начнем с того, что переделать на электрическую тягу любые «колеса», мощность двигателя которых превышает полтысячи «лошадок» при современных уровнях соответствующих технологий пока что крайне проблематично. Нет, электротрактора уже вовсю пашут поля Европы – вот только стоимость такой техники, «заряда» которой, кстати говоря, хватает от силы часов на 5 работы, превышает цену ее аналогов, лопающих «грязную солярку» на 20% как минимум.

Пока что в той же Германии местные власти берут на себя погашение до половины кредита, в который вынуждены влезать «озеленяющиеся» фермеры. Но как долго продлится подобная благодать? Европейские аграрии и так далеко не в восторге от своего положения, о чем свидетельствуют их демонстрации и прочие протестные выступления, все чаще сотрясающие различные страны ЕС, так теперь еще и это. Следует понимать, что использование ощутимо более дорогостоящей «экологически чистой» техники неминуемо приведет к подорожанию буквально всего – от объектов строительства до продуктов питания. Вряд ли это (в комплекте с новыми налогами и возникновением ряда прочих проблем) понравится жителям Старого Света, о чьем здоровье так трогательно пекутся тамошние политики, продвигая «зеленый курс» все более быстрыми темпами и во все более категоричных форматах. Хватит ли средств у Евросоюза на то, чтобы «гасить» их недовольство все новыми и новыми финансовыми вливаниями в виде дотаций и субсидий? Или, в конченом итоге, все сведется к практике суровых запретов, при которых выбора у потребителей просто не останется?

В планах Брюсселя – перевод на «экологически чистое топливо» не только автомобильного и железнодорожного транспорта, но также авиационного и морского! Понятно, что в данном случае о замене двигателей внутреннего сгорания на электрические речь не может идти по определению. Тем не менее идут разговоры о переводе воздушных и морских судов «на водород» или иные виды горючего – неископаемого происхождения. К примеру – тот же метанол. Для начала перевозчиков намерены крепко «придавить» налогами «экологического» толка. В руководящих органах ЕС прекрасно понимают, что иными способами от тех же авиакомпаний, которые там хотят заставить как можно скорее «снизить вредные выбросы на 10%» толку не добьешься. В перспективе, чем черт не шутит, европейское небо могут и вовсе «закрыть» для самолетов, сжигающих традиционный керосин. Довольно странные решения – в свете того, что авиационная отрасль во всем мире из-за пандемии коронавируса и так переживает далеко не самые лучшие времена и балансирует на грани разорения, но что есть, то есть.

Насколько далеко зайдет Европа в своем «экологическом» раже и не надорвется ли она, не просто перестраивая, а «ломая об колено» собственную экономику в угоду «зеленому курсу» – вопрос дискуссионный. В любом случае нашей стране следует готовиться как к снижению объемов поставок углеводородов в Старый Свет, так и к введению его правительствами специальных налогов и пошлин для борьбы с экспортом из тех государств, которые будут продолжать использовать «грязные» технологии. То, что Россия непременно окажется во всех соответствующих списках, сомнений не вызывает никаких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *