Как и почему «Закавказский Транссиб» оставил Грузию не у дел

После многолетней подготовки Тбилиси приступил к строительству нового горного тоннеля длиной в 9 километров и диаметром в 15 метров, который должен упростить движение по Военно-Грузинской дороге. Несмотря на не самое лучшее финансовое положение, власти страны не пожалели на реализацию данного проекта суммы в почти 400 миллионов долларов и привлекли самых лучших зарубежных подрядчиков. Что же сподвигло маленькую Грузию к столь масштабным инфраструктурным инвестициям?

Военно-Грузинская дорога (Дарьяльский проход) общей длиной в 208 километров проходит через Главный Кавказский хребет и соединяет российский Владикавказ и Тбилиси. Ее стратегическое значение трудно переоценить. В сутки по ней проезжает от 3 до 4 тысяч легковых и грузовых автомобилей, поэтому большую проблему представляет то, что до 100 дней в году дорога бывает перекрыта. Причиной являются суровые климатические условия и сложный горный рельеф. Зимой возможен сход лавин, а саму дорогу заносит снегом. Считается, что строительство горного туннеля должно значительно сократить время в пути и обезопасить передвижение, сделав его круглогодичным.

Согласно планам официального Тбилиси, новая транспортная артерия станет частью единого инфраструктурного комплекса из 5 тоннелей, 5 мостов и современной асфальтобетонной автомобильной дороги. После открытия движения по тоннелю в 2024 году время в пути сократится на час, что позволит избежать «пробок» на контрольно-пропускных пунктах. Вдобавок, будет построен дополнительный 5-километровый участок к курорту Гудаури и новый туристический центр. В качестве подрядчика Грузия выбрала компанию China Railway Tunnel Group Co, Ltd (CRTG). Китайцы будут использовать специальную бурильно-проходческую машину, обеспечивающую минимальную вибрацию при прокладке и одновременную облицовку стен тоннеля. Строительство осуществляется на средства кредита, предоставленного Европейским и Азиатским банками реконструкции и развития. Сумма инвестиция составляет без малого 400 миллионов долларов.

Это все, конечно, хорошо, но что конкретно заставило Тбилиси взяться за столь масштабный инфраструктурный проект? Ведь у идеи строительства есть противники и в самой Грузии, которые считают, что Россия сможет использовать дорогу и тоннель для очередного вторжения.

Эхо войны

Активизация официального Тбилиси вокруг Военно-Грузинской дороги действительно связана с войной, но не столько с «Олимпийской», сколько с войной между Азербайджаном и Арменией 2020-го года. Напомним, что после первого Нагорно-Карабахского конфликта Баку и Анкара закрыли свои границы для Еревана. В результате войны между Россией и Грузией в 2008 году и провозглашения независимости Абхазии и Южной Осетии было прекращено железнодорожное сообщение между Россией и Арменией. Ереван де-факто оказался в изоляции, полностью завися от доброй воли Тбилиси в использовании Военно-Грузинской дороги и грузинских морских портов Поти и Батуми. Также Грузия смогла взять максимум от конфликта между Арменией и Азербайджаном, став главным транзитером Закавказья, через территорию которого проходят автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы.

Разрубить этот «южнокавказский узел» удалось только силой в ходе второй Нагорно-Карабахской войны. При всем негативе для Армении, поражение парадоксальным образом дало Еревану возможность выйти из транспортной блокады. В соответствии с трехсторонними соглашениями о прекращении огня от 9 ноября 2020-го года, было решено открыть транспортный коридор Турция – Нахичевань – юг Армении – Азербайджан. Одновременно с этим новая трасса должна соединить Россию и Армению через азербайджанскую территорию. Как видим, в этой транзитной схеме уже нет Грузии.

Планы Москвы, Баку и Еревана по открытию «Закавказского Транссиба» вызвали большую тревогу в Тбилиси, и не зря. Экс-президент Михаил Саакашвили даже назвал Грузию «ампутированной частью Южного Кавказа». И в этом действительно много правды. Теперь именно Азербайджан превращается в важнейший перекресток международной торговли, Армения выйдет из вынужденной транспортной блокады, а геополитическое значение Грузии стремительно сократится. О планах Тбилиси превратить свою страну в главный транзитный хаб по перевозке грузов между Европой, Россией, Индией и Ираном можно позабыть.

В этой связи поспешное начало строительства многокилометрового горного тоннеля, чтобы улучшить свои логистические возможности, выглядят настоящим «судорогами» грузинского руководства. Нет, конечно, по Военно-Грузинской дороге никто ездить не перестанет, но эта страна лишится своего эксклюзивного статуса главного регионального транзитера. У России, Армении, Азербайджана, Турции и Ирана появится иная альтернатива, а значит, и разговаривать с Тбилиси теперь можно будет по-новому. Глядишь, и правда тоннель пригодится для оперативной переброски российской военной техники. Шутка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *