ЕС и Россия: станут ли санкции бесконечными?

15 сентября 2021 года истекает очередной пакет антироссийских санкций, принятых Евросоюзом. Тем не менее в Брюсселе уже озаботились его продлением. В частности, 10 сентября Совет ЕС сообщил об одобрении решения по очередному полугодовому продлению санкций. Так что европейский санкционный пакет продолжит свое действие как минимум до середины марта 2022 года.

Завидное постоянство, с которым ЕС продлевает антироссийские санкции, не может не вызывать удивления. Точно так же, как и логика официального Брюсселя, подчас сложно поддающаяся пониманию. Евросоюз впервые ввел санкции в отношении России в 2014 году и, как показала практика, спустя более чем семь лет по-прежнему не собирается от них отказываться.

Два типа санкций от ЕС

Санкции, введенные ЕС в отношении России, делятся на два типа и принимаются разными пакетами. Первые — секторальные. Они нацелены на финансовый, оборонный и промышленный сектора российской экономики. Финансовые санкции накладывают ограничения на доступ к европейским рынкам капитала для некоторых банков и организаций из России. Оборонные — устанавливают запрет на импортные и экспортные операции, связанные с продукцией военного назначения. Промышленные, в свою очередь, закрывают доступ РФ к технологиям, способным использоваться в отечественном ресурсном секторе, в частности, в ходе разведки и последующей добычи полезных ископаемых. Секторальные санкции в отношении России ЕС продлил еще летом — до 31 января 2022.

Второй тип санкций — против российских физических и юридических лиц. В текущем списке около 180 человек и почти полсотни компаний. Физическим лицам запрещен въезд на территорию ЕС и доступ к банкам его стран. Компании же официально внесены в черный список — взаимодействовать с ними европейскому бизнесу строжайше запрещено. Именно эти санкции и были продлены несколько дней назад.

При этом оба типа санкций продлеваются на регулярной основе уже не первый год, причем каждое — отдельным постановлением Совета Министров ЕС.

«Автоматически и без обсуждения по существу»

Как сообщает ТАСС, последнее утверждение решения о продлении антироссийских санкций, состоявшееся в сентябре этого года, произошло «автоматически и без обсуждения по существу». То есть Совет ЕС в общем-то если не потерял интерес к теме санкционного давления, то уж «запал» утратил точно.

Как-то все это вышло у него скучно в этот раз, без привычного огонька. Где громкие заявления о «российской агрессии», где потрясания кулаками и другими частями тела в сторону Москвы, где угрозы введения дальнейших ограничений?

Все разговоры о расширении санкционного списка, которые оживленно велись в Брюсселе в начале 2021 года, по факту закончились ничем.

Причем важно понимать, что даже они касались лишь второго санкционного пакета — того, где люди и компании. Вопроса об усилении секторального воздействия, по-видимому, уже стоит. Слишком уж негативно оно сказывается на европейском бизнесе.

При этом с момента введения санкций в мировой прессе уже не раз появлялась информация о том, что официальный Брюссель в общем-то рассматривает вопросы их снятия при «соблюдении определенных условий». Тем не менее очевидно, что ключевым препятствием выступает далеко не мнение самих европейцев о санкционном режиме, а ведь после их введения тысячи, если не десятки тысяч предприятий в ЕС лишились существенной части дохода, а бюджеты их стран, соответственно, налоговых отчислений. Ключевым препятствием на пути снятия антироссийских санкций выступает жесткая антироссийская риторика, озвучиваемая по ту сторону Атлантики. Риторика, исходящая из Вашингтона.

Американский след

О том, что Евросоюз ввел антироссийские санкции по указке из Вашингтона известно доподлинно. Администрация Барака Обама сделала все, чтобы надавить на европейские страны и убедить их ввести ограничительные меры в отношении РФ.

Это правда, что они (страны Евросоюза) этого не хотели

– отмечал тогда еще вице-президент Джозеф Байден.

Но Америка взяла лидерство на себя, и президент США настаивал на этом, иногда ему даже приходилось ставить в неловкое положение Европу, чтобы она с риском понести экономический ущерб начала действовать с целью заставить (Россию) расплатиться. Мы не хотим коллапса России, мы хотим, чтобы она достигла успеха

– отмечал тогда Байден, подчеркивая, что российскому руководству «следует сделать выбор».

Вдвойне лицемерная позиция, учитывая, что санкции направлены именно на ухудшение социально-экономической ситуации в нашей стране, а пресловутый «выбор» — не что иное, как очередная попытка заставить Россию подчиниться политической воле, исходящей из Вашингтона.

Европейские политики же, поколебавшись для вида, не только быстро приняли все необходимые санкции, но и обязались продлевать их до достижения требуемого эффекта. По сути, до тех пор, пока из-за океана не придет отмашка. О том, что это означает фактическую потерю суверенитета в вопросах внешней политики не одной, но почти тремя десятками стран ЕС, в Брюсселе тогда никто не задумывался и уж точно не объяснял это своим избирателям.

США легко и непринужденно заставили Евросоюз принять заведомо невыгодные для себя условия, ухудшив отношения с одним из крупнейших своих торговых партнеров. Вскоре после введения российской стороной ожидаемых зеркальных мер в виде контрсанкций потери ЕС от санкционного режима начали составлять десятки миллиардов евро в год. Более того, по независимым оценкам экспертов ООН, ущерб, нанесенный европейской экономике от введения антироссийских санкций в два раза превышает тот, что понесла от них сама РФ. То есть, введя санкции, европейцы в буквальном смысле наказали сами себя. И вправду, чего только не сделаешь для Вашингтона, ключевой «союзник», как-никак.

Когда отменят санкции?

Антироссийские санкции должны быть отменены именно что не «если», а «когда». Россия принципиально не должна склоняться перед политической волей США, исполняемой ЕС. Если евробюрократам нравится «стрелять себе в ногу», нанося урон собственной экономике путем санкций и встречных контрсанкций, то так тому и быть. Хотя, безусловно, есть четкое определенное понимание того, что инициаторами введения и дальнейшего сохранения санкционного режима выступают не сами европейцы, а их кураторы из Вашингтона.

Таким образом, объективной предпосылкой снятия взаимного санкционного режима между Россией и Евросоюзом выглядит ухудшение отношений последнего с Соединенными Штатами. Сворачивание и вывод войск НАТО, к которому, как становится очевидно, ЕС рано или поздно придет, с высокой долей вероятности приведет к выходу стран Евросоюза из состава Альянса и последующему охлаждению двусторонних отношений. Именно тогда, когда европейцы, наконец, избавятся от американского внешнего управления, и можно ожидать не только снятия санкций, но и общего потепления между Брюсселем и Москвой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *