Китай отказал Байдену: что это значит для России

Китай отказал Байдену: что это значит для России

Верховный лидер Китая Си Цзиньпин отказал президенту США Джо Байдену в личной встрече. Или не отказал. Все зависит от того, кому верить: обычно не склонной к запуску уток в информационное пространство авторитетной британской газете Financial Times или самому Байдену — политику, который после вывода войск из Афганистана меньше всего нуждается в еще одном демонстративном унижении на международной арене.

Лично я склонен больше верить Financial Times. В отличие от двух своих предшественников, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, Си Цзиньпин — это не просто очередной высокопоставленный функционер, согласный ограничиться двумя сроками пребывания у власти, а потом потихоньку уйти на пенсию. Если ориентироваться на привычные временные рамки ротации руководящих кадров в Пекине, то срок этой политической пенсии для Си Цзиньпина уже за углом — в 2022 году. Но, как это хорошо уяснили уже практически все, ни на какую пенсию нынешний генсек не собирается. Вместо этого он собирается занять почетное место в ряду самых великих современных правителей Китая — рядом с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.

Собственно, с пропагандистской точки зрения он такое место уже занял. Западные СМИ пестрят заголовками вроде «Культ личности Си — опасность для Китая» (та же самая Financial Times), а китайские СМИ отвечают на это такими милыми образчиками привычного нам жанра «из жизни вождей», как, например, вот это сообщение главного пекинского официального органа «Жэнминь Жибао»: «Председатель КНР Си Цзиньпин призвал пограничные войска добросовестно выполнять свои обязанности по охране границ страны и совершить новый подвиг во имя Коммунистической партии Китая и народа.

Си Цзиньпин, также являющийся генеральным секретарем ЦК КПК и председателем Центрального военного совета, сделал эти заявления в ответном письме в адрес образцового батальона Народно-освободительной армии Китая, дислоцированного в высокогорном районе».

Спрашивается: зачем такому великому вождю сразу соглашаться на встречу с проходным американским президентом, чьи высокопоставленные подчиненные — госсекретарь и советник по национальной безопасности — недавно попытались превратить на Аляске деловую встречу со своими китайскими коллегами в сеанс их публичной порки? Нет, это совсем не по-китайски!

По-китайски — это процитировать в телефонном разговоре с Байденом древнее стихотворение «Гряды гор, сеть ручьев — вроде нет пути вперед, но вдруг появилось перед нами селение под сенью ив», намекнув, таким образом, что «селение» появится только тогда, когда США перестанут проводить политику, которая «привела к серьезным трудностям в двусторонних отношениях».

А так как Байден человек простой, поэзии не обученный, та же самая мысль вбивается в мозг американского президента более прямолинейным способом — с помощью ответных унижений высокопоставленных американских чиновников. Парочка примеров таких унижений приводится в статье неподцензурной и очень информированной газеты из Гонконга South China Morning Post. Когда недавно в Пекин прибыла заместитель государственного секретаря США Венди Шерман, она долго не могла встретиться с эквивалентным себе по рангу китайским чиновником. Навестившему Китай бывшему госсекретарю, а ныне специальному представителю президента США по климату Джону Керри повезло, с одной стороны, больше, а с другой стороны, еще меньше. Общение с министром иностранным дел Китая Ван И ему таки организовали — но только по видеосвязи. Зачем ради этого надо было лететь несколько тысяч километров — не очень понятно.

Все это напоминает пикировку в детском саду? Отвечу тогда на этот тезис тоже в традиционной детсадовской манере: американцы первые начали.

Еще пара красочных фактов из South China Morning Post. Финансового директора одной из крупнейших китайских (а заодно и мировых) коммуникационных корпораций арестовали в 2018 году в Канаде по запросу США аккурат в тот момент, когда Си Цзиньпин обедал с тогдашним американским президентом Дональдом Трампом на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине. А о том, что США активировали против Китая санкции из-за «подавления демократии в Гонконге», уже упомянутый министр Ван И узнал во время полета на ту самую злосчастную встречу на Аляске.

Нет, не ладится что-то в последнее время с личными встречами у большого китайского и американского начальства. И то, что, как сообщают китайские СМИ, вместо своего очного появления на саммите «Большой двадцатки» в Италии в этом октябре Си Цзиньпин может там нарисоваться только в виде образа на видеоэкране, совсем не удивительно. Вдруг на этом саммите лидера Китая начнут обвинять в том, что коронавирус все-таки имеет рукотворное происхождение? Лучше не помещать себя в ситуацию, которая может привести к потере лица.

Вам надоел этот длительный рассказ о мелких (или не очень мелких) политических пикировках? Тогда вот вам информационный эквивалент взрыва ядерной бомбы. И касается этот эквивалент как раз ядерного оружия.

Как стало известно из новой книги знаменитого хроникера американской политической жизни Боба Вудворда, осенью прошлого года председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли всерьез опасался, что обезумевший после своего поражения на выборах Дональд Трамп начнет ядерную войну против Китая и дважды звонил своему коллеге в Пекин с уверениями, что он этого не допустит.

Короче, противостояние США и Китая — это очень серьезно. А еще — в теории — это очень даже неплохо для России. Чем больше Пекин и Вашингтон будут соперничать друг с другом, тем больше возможностей для своей игры будет у Москвы. Жалко только, что пока эта теория достаточно слабо воплощается в практику. Но, может, нам следует поучиться у Китая стратегическому терпению? Помните, что Си Цзиньпин говорил Байдену про «гряды гор и сеть ручьев»? Устраиваемся поудобнее и ждем появления «селенья под сенью ив». Надеюсь, что дождемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *