Войны никто не хотел. Война была неизбежна. И это мы сейчас говорим не про Украину. Комплекс проблем, накопленных по всему миру, нынче таков, что региональный вооруженный конфликт, где побежденного «нагибают» дружной толпой и назначают крайним за все, обязывая платить контрибуции, становится крайне желательным. Война позволит произвести списание долгов и перезапустить западную экономику, поставив ее на военные рельсы. Что же дает нам основания так полагать?
Среди основных предпосылок к сегодняшнему экономическому кризису можно назвать пандемию коронавируса, обрушившуюся на неподготовленное человечество в 2020 году, фальшстарт с переходом на возобновляемые источники энергии, а также последовавший за этим энергокризис 2021-го года. Следующим кризисом многие эксперты называют уже продовольственный. Такова плата за глобализацию, поскольку все теперь тесно взаимосвязано.
Как известно, пандемийные ограничения 2020-го резко снизили объемы потребительского спроса и промышленного производства. Соответственно, упало потребление всех видов ресурсов. Газ на европейских хабах подешевел до 30 долларов за 1 тысячу кубометров, а нефть и вовсе на какое-то время достигла неслыханных ранее отрицательных котировок. Однако уже в следующем году первым поднял голову Китай, а за ним и остальные страны региона Юго-Восточной Азии. Благодаря интенсивной финансовой поддержке, восстанавливаются Соединенные Штаты и Европейский союз.
Тут свое черное дело сделала преждевременная ставка Запада на «зеленое». Постпандемийный год оказался необычайно холодным и одновременно маловетреным. Это, в частности, привело к колоссальным последствиям в южном американском штате Техас, куда совершенно неожиданно вторглась арктическая стужа. Необычайно холодно было и в Юго-Восточной Азии, где ценники на газ начали стремительно расти, оттягивая внимание экспортеров СПГ от Европы. В Брюсселе же сами себе создали проблем, продолжая волокитить процесс сертификации российского трубопровода «Северный опток-2», который должен был поставлять до 55 миллиардов кубометров «голубого топлива» в Старый свет. Отказ «Газпрома» экспортировать в ЕС объемы газа свыше оговоренных в контрактах привел к тому, что стоимость 1 тысячи кубометров перешагнула отметку в 1 тысячу долларов, побив все прежние рекорды. Сегодня уровень заполненности европейских подземных газохранилищ составляет всего 35%.
Подорожала и нефть до уровня свыше 90 долларов за баррель, что является максимумом с 2014 года. Так просто вновь нарастить добычу тоже проблематично, поскольку на фоне «зеленой» повестки дня нефтяники опасаются делать значительные инвестиции. Экстремальные ценники на энергоресурсы сыграли злую шутку со всеми остальными отраслями мировой экономики.
Так, в 2021 году резко начали дорожать металлы. Дорогие нефть и газ обусловили рост цен на электроэнергию для их выплавки, а также моторного топлива для транспортных перевозок. Это, в свою очередь, повлекло удорожание стоимости строительства и промышленного производства. На Лондонской бирже металлов, например, в настоящее время наблюдается острый дефицит меди и алюминия. Металлургические предприятия Европы и Юго-Восточной Азии существенно сократили объемы их выплавки из-за высоких цен на электроэнергию. Остановка работы алюминиевых плавилен объективно приведет к росту стоимости широкого ассортимента товаров: от авиалайнеров до банальной упаковки.
Но если без покупки нового «Боинга» еще как-то можно прожить, то без еды уже никак. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), рост цен на продовольствие во всем мире за 2021 год в среднем составил 28,1%. Это самое масштабное подорожание за последние годы. Например, кукуруза выросла в цене на 44,1%, пшеница — на 31,3%, сахар — на 37,5%, масло — на 65,8%, мясо – на 12,7%, молочная продукция на — 16,9%. На показателях по зерновым сказались локальные неурожаи и централизованные закупки пшеницы в резервы властями. В 2022 году урожай может оказаться еще хуже, а себестоимость его производства – значительно выше. Дорогой газ повлек снижение объема производства азотных удобрений, а дорогая нефть – рост стоимости моторного топлива и ГСМ. Подорожает еще сильнее упаковка, вырастут издержки торговых сетей и перевозчиков.
Все это – поистине взрывоопасная смесь, которая может рвануть в любой момент. Напомним, что началу «Арабской весны» предшествовал значительный рост стоимости продуктов питания, и потом хватило одной спички, чтобы полыхнул целый регион. Один за другим слетали казавшиеся незыблемыми ближневосточные режимы.
Сегодня ситуация, пожалуй, намного хуже, поскольку от последствий экономического кризиса страдают не только жители стран Третьего мира, но и вполне благополучные европейцы и американцы. Кому-то война может показаться самым простым решением.