Что мешает развитию агрокоридора Россия–Закавказье–Иран?

Что мешает развитию агрокоридора Россия–Закавказье–Иран?

В ходе состоявшегося в Нур-Султане 25 февраля с. г. Евразийского межправсовета подписано распоряжение «О совместном проекте государств – членов объединения по осуществлению ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции». Как отметил премьер-министр РФ М. Мишустин, «этот проект с высокой интеграционной составляющей вновь подтверждает востребованность Евразийского экономического союза».

Решение Межправсовета, как и оценка этого решения премьером РФ, вполне обоснованны. Это подтверждается, например, набирающими обороты экспресс-перевозками сельхозпродукции между Россией и южным зарубежьем, о чем «Ритм Евразии» сообщал на днях. По прогнозам сельхозведомств России и Ирана (февраль с. г.), общий объем взаимных поставок по данному направлению в текущем году увеличится минимум на треть. В то же время данное направление географически включает маршрут тех же перевозок между РФ и Азербайджаном: профильные ведомства обеих стран прогнозируют увеличение здесь сельхозпоставок в 2022-м примерно в той же пропорции. Не меньше 70% объема российско-азербайджанских агропоставок планируется включить в агроэкспрессы. Прорабатываются вопросы совмещенных агроэкспрессов в трехстороннем направлении – между РФ, Азербайджаном и Ираном.

Выгодность скоростных агромаршрутов по всем направлениям сельскохозяйственного экспорта-импорта РФ очевидна: прежде всего, это более высокие скорости доставки, минимизирующие потерю/порчу сельхозгрузов, особенно скоропортящихся; сравнительно низкая стоимость перевозок благодаря льготным перевозочным тарифам; минимальный порожний пробег специальных перевозочных средств ввиду их «обратной» загрузки.

Потенциал взаимных сельхозпоставок между РФ и Ираном, по профильным экспертным оценкам, во-первых, пока не превышает 35% от реально возможного. А во-вторых, именно российско-азербайджанско-иранское направление уже в ближайшие годы вполне может стать главным направлением сельхозторговли по железным дорогам между РФ и южным зарубежьем.

В этой связи отметим, что активный рост взаимопоставок агропродукции между РФ и Ираном продолжается с середины 2010-х. Что обусловлено растущим спросом на сельхозпродукцию обеих стран и обширностью их потребительского рынка. Вдобавок продовольственные товары и сельхозсырье постепенно включаются в формируемую зону свободной торговли РФ/ЕАЭС и Ирана. А это изначально стимулирует взаимные поставки.

Комплексный проект маршрутов агроэкспресса между РФ и зарубежьем

Если поподробнее, российский агроэкспорт в Иран к началу 2020-х превысил 1,3 млрд долл. в год: это рекордный показатель за все десятилетия обоюдной сельхозторговли. Причем такой рост продолжается вследствие товарного роста взаимопоставок, а не за счет ускоренного подорожания товаров. Основные товарные позиции РФ в этом направлении – растительные масла (свыше трети товарного объема поставок), зерновая продукция, включая муку и фураж (до 30%), халяльная мясная продукция, в том числе птицеводческая (около 20%). Доля российских АПК-поставок в объеме иранского агроимпорта варьируется в последние три года от 9 до 11%; доля же России в объеме иранского АПК-экспорта за тот же период – не ниже 13%. Ожидается, что к середине 2020-х первый показатель повысится как минимум до 15%, а второй – почти достигнет 20%.

Что касается иранских поставок, они тоже рекордно выросли ввиду роста именно товарных объемов, превысив 500 млн долл. в год к началу 2020-х. При этом Иран стал одним из крупнейших поставщиков в РФ свежих (охлажденных) овощей, фруктов и ягод: эта категория достигает почти треть в товарном объеме сельхозэкспорта в РФ. В ближайшие годы иранская сторона планирует наращивать эти поставки, а также увеличить долю плодоовощных консервов с нынешних 10-13% до 18-20% в товарном объеме.

Весьма характерно, что схожие планы по структуре сельхозэкспорта в РФ у азербайджанской стороны. Что тоже способствует формированию трехстороннего «коридорного» агроэкспресса. Тем более с учетом планируемого российскими сельхозпредприятиями расширения экспортного ассортимента (за счет консервированной продукции, рыбных, крупяных изделий).

Этот коридор может быть расширен уже в текущем году ввиду начинающегося разблокирования межстрановых и транзитных железных дорог в Южном Закавказье, сопредельном с Ираном. Точнее – к данному коридору географически примыкают железные дороги Армении, с которой тоже планируется в 2022-м организовать двусторонний агроэкспресс. А стыковка стальных артерий Армении с РФ по кратчайшему направлению обеспечивается через северо-западный и северный Азербайджан: восстановление этого армяно-азербайджанского маршрута, по оценке обеих сторон, возможно в текущем году. К тому же маршруту в Россию возможно подключение Грузии, с которой тоже увеличивается взаимная агроторговля со второй половины 2010-х: особенно быстро растут поставки в РФ плодоовощной продукции (включая консервированную).

Однако железная дорога через Абхазию закрыта по известной причине. Поэтому с учетом «вклинивания» через Азербайджан агроперевозок с Арменией и Грузией повысится нагрузка, и без того высокая, на единственную прикаспийскую железную дорогу между РФ и Азербайджаном (на юге выходящую на Иран). В этой связи потребуется повысить пропускную способность трансграничного участка (Махачкала–Дербент–Самур–Хачмас) этой дороги.

Тем временем азербайджанская сторона за 2016-2021 гг. обеспечила регулярное транзитно-логистическое взаимодействие с Ираном: введена в действие прикаспийская железная дорога с Ираном (Ленкорань–Астара); вблизи Астары построен перевалочный прикаспийский терминал, арендуемый Азербайджаном у Ирана на 25 лет. Построен также высокомощный (500 тыс. т/год) приграничный зерновой терминал Astara Grain Terminal, предназначенный в основном для перевалки российских зерновых грузов.

Кроме того, Азербайджан недавно направил в Азиатский банк развития кредитный запрос в 150 млн долл. на льготных условиях для модернизации всей прикаспийской трансграничной железной дороги (Баку–Ленкорань–Астара азербайджанская–Астара иранская). Первый транш кредита ожидается не позже 2023 года.

Единственный с 1991 г. железнодорожный маршрут РФ–Закавказье–Турция/Иран – вдоль каспийского побережья

Между тем для увеличения скоростных агроперевозок по упомянутому коридору требуется решить ряд технических и процедурных вопросов. По оценке Владимира Обыденова, сопредседателя российско-иракского Делового совета, существенная проблема с Тегераном – это несвоевременные взаимные платежи. А санкционные и смежные валютные ограничения подталкивают бизнес к «серым» схемам. Есть проблемы и с оперативной взаимной конвертацией национальных валют. Вдобавок сказывается незнание многими предпринимателями внешнеэкономических правил Ирана, как и таможенных требований, предъявляемых к экспортерам. Более того, по словам В. Обыденова, бизнес обеих сторон не часто проверяет компетенцию финансовых и торговых контрагентов, потому «нередко сталкивается с мошенничеством».

Во всяком случае, остаётся невысокой дееспособность российско-иранского межбанковского обеспечения и страхования взаимных торговых связей; сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем до начала 2010-х, обоюдная зависимость от западных валют и от проблем их взаимной конвертации с нацвалютами.   

Словом, не столько технические, сколько финансовые, правовые, таможенные проблемы сдерживают более активное транспортно-экономическое взаимодействие РФ и Азербайджана с Ираном. Что может сказываться (не исключено, что уже и сказывается) на формировании регулярных трехсторонних агроэкспрессов.

Эти проблемы существуют отнюдь не первый год, и пора бы их решить.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

_____________________________

Фото: https://slide-share.ru/evrazijskij-agroehkspress-integracionnij-proekt-uskorennikh-kontejnernikh-661437

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *