Передо мной – пожелтевшая от времени папка. На обложке надпись от руки: «Исполком комитета Ольховатского районного совета депутатов трудящихся Воронежской области сл. Ольховатка. Дело по учету причиненного ущерба немецко-фашистскими захватчиками Ольховатскому району. Протоколы, акты, рассказы. За 1943 год». На следующей странице – «Список расстрелянных фашистами в период их отступления».
В этом скорбном списке 12 фамилий – мирных жителей села Ольховатка: 1. Жук Иван Сергеевич, колхозник. 2. Жук Виталий Пантелеевич, тракторист. 3. Покуйко Герасим Обмелетович, колхозник… Затем следуют семь человек под одной фамилией – Савченко, убита целая семья…
Убивали их зверски. Юной Анне Савченко фашисты вырезали груди, сожгли волосы. Двухлетнему Сашеньке Савченко враги поломали руки, ноги, били головой о столб и после долгих издевательств застрелили. Истребив семью Савченко, фашисты сложили трупы, облили их керосином и сожгли…
А теперь о тех, кто совершил это чудовищное преступление. Оно было совершено по приказу командования итальянского корпуса альпийских стрелков, который вторгся в нашу страну по приказу Муссолини.
«Комиссия установила, — говорится в упомянутом выше документе, – что злодейские расстрелы мирных жителей проводились по указанию жандармского управления альпийского корпуса Андильфо Биндо, начальника зоны полковника Маркони, нач. штаба полковника Волинари, нач. гарнизона подполковника Антона Исальвети, нач. по гражданским делам полковника Франческо Боллесте». Понесли ли наказание эти военные преступники? Нет, насколько известно, не понесли.
Надругательство над военнопленными
Но это – далеко не единственный эпизод преступлений итальянских фашистов на российской земле. Есть документальные свидетельства, что именно итальянцы закопали живьём молодую учительницу и её пятилетнюю дочь. Как рассказал Любовь Ивановна Адонкина, невестка фронтовой санитарки Евдокии Васильевны Адонкиной, ее маме итальянский снайпер прострелил ногу, когда она вышла в огород за картошкой. А папе оторвало правую руку итальянской гранатой. Фашисты их специально раскидывали, как яркие игрушки и много детей на них подрывалось и калечилось или погибало.
Зверски расправлялись итальянские вояки с советскими военнопленными. Вот свидетельство о «похождениях итальянцев в России» из Центрального архива Министерства обороны РФ (Фонд 334. Опись 5259. Дело 2. Лист 150). «В селе Белый Колодец Богучарского района Воронежской области после боя 15 декабря 1942 г. группа раненых красноармейцев в количестве 12 человек была захвачена в плен. Их бросили за изгородь из колючей проволоки под открытым небом прямо на снегу.
Итальянцы сняли с бойцов валенки и оставили совершенно без обуви на сильном морозе, не давали пленным никакой пищи, избивали их, а чтобы еще больше надругаться над ранеными бойцами изредка бросали им грызть кости.
17 декабря днем итальянцы вывели пленных из-за изгороди и стали жестоко избивать их палками и прикладами винтовок. Фашисты били безоружных раненых красноармейцев прикладами и палками по окровавленному телу, ногам, рукам и лицу. Затем замученных, жестоко избитых красноармейцев повели на расстрел. Итальянцы, чувствуя приближение к деревне частей Красной Армии, торопились быстрее расправиться с пленными красноармейцами. В 18 час. 17 декабря красноармейцы были расстреляны в упор из пулемета и винтовок, а тех, кто еще подавал признаки жизни, фашисты добили прикладами».
Памятник фашистским убийцам
Понесли ли наказание эти изверги? Об этом сегодня тоже ничего не известно. Но о том, что они были в России, сегодня напоминает помпезный памятник в виде стилизованной шляпы альпийского стрелка, установленный в городе Россошь недалеко от Воронежа. Он был сооружен в 2003 году в сквере на средства итальянских «спонсоров», с разрешения и при активном содействии городской администрации и стоит там до сих пор.
«На открытие памятника, – с возмущением писало областное издание газеты АИФ, – приехала огромная делегация Национальной ассоциации альпийских стрелков. В шляпах с перьями, с развёрнутыми знамёнами, под бой барабанов они шли парадом по центру Россоши. Парад принимали натовские генералы и стоявший рядом навытяжку тогдашний глава района Владимир Гринёв. «Новые друзья» торжественно произвели его в «почётные альпийцы», после чего он стал наведываться в солнечную Италию. Затем на Апеннины вместе с жёнами съездило и новое начальство – глава администрации города Юрий Мишанков, глава Россоши Эдуард Марков».
Напомним, что шляпа, в виде которой сооружен памятник, – воинский головной убор альпийских стрелков, которые в годы войны были ударным подразделением итальянских фашистов, отправленных Муссолини на нашу землю грабить и убивать вместе с гитлеровскими полчищами. Всего в составе «Итальянского экспедиционного корпуса в России» на Восточный фронт из солнечной Италии отправилось 62 000 человек. К лету 1942 года итальянская армия в России насчитывала в своем составе уже 7000 офицеров и 220 000 солдат. Эти войска все лето и осень вели упорные бои против советских частей на Верхнем Дону. В декабре 1942 года 8-я итальянская армия была разгромлена: в общей сложности погибли 43 910 итальянских солдат и офицеров, еще 48 957 попали в плен.
Итальянский историк Дж. Скотони пишет: «Военным итогом похода в Россию было то, что разгром итальянского альпийского корпуса в боях на Дону в зимней кампании 1942-43 гг. стал самым кровавым поражением итальянской военной истории. Потерять 95 тыс. человек в одном походе это – небывалое поражение за 150 лет истории итальянской армии».
«Героические» оккупанты
Но сегодня в Италии, как и везде на Западе, принялись переписывать историю войны. «Наши солдаты вели себя по-геройски», – пишет сегодня в итальянской газете «Либеро» Миска Руджери.
«Советское командование, – бахвалится автор, – даже было вынуждено ввести в бой танковые войска раньше предусмотренного времени, и для Верховного командования альпийский горнострелковый корпус считался «непобедимым на русской земле». Решающими для победы Красной Армии стали только пулемет ППШ-41 (грубый, но эффективный и почти безотказный), танк Т-34 (лучший в мире), пусковая установка «Катюша» (называемая «органом Сталина») и военное обмундирование (прежде всего, шапка-ушанка, телогрейка и валенки). И уж, конечно, не смелость или человеческие качества».
Вот вам и нынешняя оценка побед Красной армии со стороны нынешних переписчиков истории в Италии – русские победили благодаря валенкам! И вот сегодня в Россоши тем, кто «геройски» убивал наших солдат, мучил и расстреливал мирных жителей, в том числе малолетних детей стоит памятник?!
Операция «Улыбка»
Когда он был поставлен, то в российских СМИ появились многочисленные статьи, где выражалось возмущение этой позорной акцией.
Однако администрация Россоши горой встала на защиту памяти о фашистах. Защищая «честь мундира», ее руководители стали писать письма во все, даже в самые высокие инстанции, привлекая к этому жителей города, и начала обвинять всех тех, кто этим памятником возмущен, в «провоцировании международного скандала».
Мол, это вовсе не памятник фашистам, уверяют они, а будто бы «Памятный знак в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов».
Все верно, мы сейчас действительно стремимся к сотрудничеству с итальянским народом. Замечательно, что Россошь установила побратимские отношения с итальянским городом и принимает оттуда гостей, но разве это значит, что мы должны забыть про чудовищные преступления фашистов? «После оккупации Воронежская область недосчиталась 198 тысяч жителей. Основная их масса стала жертвами военных действий и гуманитарной катастрофы. А почти 14 тысяч человек были зверски замучены. И говорить, что немцы – в крови по горло, венгры – по грудь, а итальянцы – только по колено, нельзя», – считают историки.
Поэт Михаил Светлов написал в свое время стихотворение, посвященное итальянцам, отправившимся воевать в Россию:
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…
Мы не знаем, читали ли итальянцы это стихотворение, но на протяжении многих лет они проводят памятные мероприятия в честь погибших солдат Альпийского корпуса. Одной из главных акций стала так называемая «Операция “Улыбка”». В 1992-1993 годах ветераны войны и их потомки — члены итальянской Национальной Ассоциации альпийских стрелков (ANA) под лозунгом «Помнить о мертвых, помогать живым» построили в расположенном неподалеку от места битвы при Николаевке, где был разгромлен итальянский корпус, городке Россошь детский сад, который альпийцы тоже назвали «Улыбка». (К слову сказать, стоит он на месте снесенного здания, в котором во время оккупации располагался штаб Альпийского корпуса). Затем итальянцы выступили с инициативой обустроить напротив детсада сквер. Красивая ограда, аккуратные дорожки… А в центре «благотворители с Апеннин» установили уже упомянутый памятник.
Ложная политкорректность
Казалось бы, все выглядит благопристойно, но в обиходе у простых горожан за этой «альпийской шляпой» прочно закрепилось название «Памятник неизвестному фашисту». Стало известно, что при сооружении постамента итальянцы положили внутрь него останки солдат Муссолини, погибших в годы войны.
Так что получилось, что теперь в год 75-летия нашей Победы над фашизмом, посреди российского города Россошь выситься военный мемориал-памятник фашистам. Это как если бы в окрестностях Ленинграда был бы установлен памятник в виде каски, например, солдат испанской «Голубой дивизии», которые принимали участие в его блокаде, в которой погибли более миллиона ленинградцев. А может, нам теперь поставить и под Сталинградом памятник в виде каски солдата гитлеровского вермахта? Ведь и с Германией мы сегодня тоже хотим дружить.
Как же такое могло случиться? Долгое время после войны в СССР, а особенно после его развала, у нас как-то было не принято упоминать о зверствах пособников и союзников Гитлера, которые вместе с его полчищами ворвались в нашу страну, грабя, убивая и насилуя. Ведь вместе с немцами, этим же занимались и венгры, и румыны, и французы, и финны и другие участники этого европейского «похода на Восток». Но о преступлениях этих пособников Гитлера старались не говорить, ссылаясь на «дружбу народов». А в 90-е годы, когда у нас стала процветать ложно понимаемая «толерантность», стали вообще переписывать историю войны, превращая Красную армию из освободителей в «оккупантов». И в результате у нас сегодня появились «Коли из Уренгоя», или писатели, вроде Дмитрия Быкова, назвавшего Гитлера «освободителем». И, как мы видим, есть такие «дяди Коли», забывшие о жестоких уроках войны, даже в администрации некоторых наших городов.
А где памятник жертвам фашистов?
Скажем прямо, администрация города Россошь, которая сейчас с пеной у рта защищает этот памятник «неизвестному фашисту», выглядит как пособник тех, кто старается переписать историю, хочет забыть про преступления «варваров с Запада», которые в 1941 году пришли к нам «с мечом». Да, мы готовы дружить с Италией и отправили им помощь для борьбы с пандемией, но ставить и бережно охранять памятник фашистам Муссолини в России, да еще в том районе, где они уничтожали мирных жителей, – кощунство, оскорбление памяти жертв фашизма.
Кстати, а есть ли в Россоши памятник 12 жителям маленькой русской деревни Ольховатка, зверски убитых по приказу итальянских командиров, которых сегодня в Италии считают «героями»? Нет, такого памятника там нет. О преступлениях фашистов в России сегодня те, кто переписывает историю, хотят забыть. Но как мы, наследники великой Победы, можем об этом забывать?! Ведь, может, среди тех итальянцев, которые похоронены на площади русского города Россошь, есть те, кто зверски замучил и убил двухлетнего Сашеньку Савченко? А ему и членам ее семьи, другим односельчанам, ставших жертвами «героических» альпийских стрелков, нет даже памятной таблички… Господа из администрации города Россошь, вам не стыдно?
Материалы по теме: