Если вбить в интернет-поисковик слова «участники АТО» и «криминал», то через 0,67 сек. вам будет выдано примерно 187 тыс. ссылок. Спектр упоминаний широк. Преступления в зоне военной операции, преступления по возвращении домой. Убийства, грабежи, участие в рейдерских захватах, изнасилования, разбой.
«Избил проститутку, чтобы не платить», «Забил соседку, недовольную его пьянством», «В извращенной форме изнасиловал малолетнюю», «Расстрелял в упор полицейских», «Садистски пытал стариков и женщин, обвиняя их в пособничестве сепаратистам», «Покончил с собой, потому что не смог смириться с отношением окружающих»…
Или вот. Суды над карателями. Обезьяньи скачки возле зданий и прямо в залах заседаний – банды подельников, возглавляемые народными депутатами, отбивают убийц и насильников от тех, даже минимальных, приговоров, которые выносят закошмаренные судьи.
Другие ссылки. Обиды карателей на неблагодарных людишек, которые выбрасывают героев из маршруток, плюют им в лица, отказываются слушать мемуары о том, как они усмиряли бунтующее население Донбасса. А то и тупо бьют, причем, в самых неожиданных ситуациях. Пришли, например, каратели положенным им рейдерством подзаработать, а нарвались на охрану – вполне возможно, состоящую из таких же отморозков, как они сами.
Полиция стоит, смотрит – отмашки нету. Да и в полиции ведь полно ветеранов…
Героический имидж киборгов меркнет с огромной скоростью, и рассказы о величии карательной операции против собственных сограждан все чаще вызывают отвращение и ненависть. Все труднее обслуживать миф об одвичных лыцарях, не помогают ни патетические виршики, ни лирико-героические камлания под гитару. А без мифа тоскливо. Ощущения собственной правоты в глубине души нет – чем дальше уходит упоение безнаказанностью, стайной безответственностью, абсолютной скотской вседозволенностью, такими привычными в зоне войны, тем чаще снятся кошмары. Ведь даже если признать, что вы пошли воевать с ордами бронетанковых конных бурятов, то как объяснить собственным детям – почему вы насиловали малолетних, мародерствовали, грабили и убивали местных? Ведь вроде пришли защитить их от захватчиков?
Сильно изменилось отношение к героическим борцам с мирным населением даже в Европе. В Германии, например, на встречу с карателем, полным пафосных рассказов, никто не пришел. Вот ровным счетом. Слушать оказалось некому. Даже представителей диаспоры с прапорами и речевками не было. Уж и не знаю почему – то ли Украина окончательно задолбала весьмирзанасТМ, то ли у местных появилось-таки смущение в связи с тем, кого они поддерживали три года.
Но — чу! Не все отвернулись и плюют. Пришла поддержка, откуда не ждали. Московский Сахаровский центр организовал выставку «Прямой взгляд», на которой экспонировались, в том числе, фотографии победителей международного конкурса, этим центром проведенного. Фоторепортажи об АТО глазами Лойко и Васюковича были признаны лучшими.
Про Васюковича ничего сказать не могу. Но Лойко – персонаж известный. Оды, которые он пел и поет киборгам, выбиваются даже из общего ряда славословий. На картинках, которые делает Лойко, каратели неизменно выглядят героями, рыцарями без страха и упрека, честно совершающими тяжелый ратный подвиг, веселыми лихими хлопцами, защитниками родины – от кого? Об этом желательно не задумываться. Иначе придется самому себе ответить на вопрос – почему, когда вы устроили грандиозную кровавую бузу в центре Киева, это был великий народный протест, но когда жители Донбасса не захотели жить в навязываемой им нацистской реальности, то это оказалось достаточным основанием, чтобы бомбить и обстреливать их города и села, убивая детей?
Так поэтизировать людей, бестрепетно отправившихся убивать сограждан, часто мародеров и убийц, как это делает Лойко, мало кому по плечу. Жители Донбасса и все нормальные люди без кастрюль на головах не могут без отвращения читать его эпос про Донецкий аэропорт, который усилиями карателей превращен в пыль; примерно такое же отношение вызывают и его картиночки.
Но вот именно они признаны лучшими, выставлены в Сахаровском центре к вящей радости особого отряда московских слепоглухих, но крайне говорливых млекопитающих, не устающих радоваться украинским перемогам, здобуткам и звытягам.
Этих не урезонить ничем, хотя даже то, что показывают некоторые, вполне украинские, каналы, срывают голову любому мало-мальски приличному человеку. Ни хроника криминальных подвигов карателей, ни отчеты об их мародерстве в зоне АТО, ни рассказы о том, как они ведут себя вне этой зоны — ничто не может поколебать убежденность российского либерала в том, что нынешняя Украина есть образец демократии, свобод и прав человека, которому русские непременно должны последовать.
Итак, выставка в Сахаровском центре, известном фигуранте целого ряда скандалов, открылась, но восхитила не всех. Художник Антон Беликов пришел посмотреть, да и обрызгал фотографии краской из баллончика. На следующий день туда же явились другие люди, организовали протест, который, конечно, далеко не безукоризнен с точки зрения этики и эстетики, на чем усиленно настаивают критики.
Мы, однако, можем вынести эту акцию за скобки, ведь требовать перфектно-джентльменского поведения в ситуации, абсолютно провокационной и подлой, было бы странно.
По либеральному лагерю тут же пронеслась волна возмущения. Акционистов назвали погромщиками, направляемыми властью, подонками, ватой, рашистско-фашистскими штурмовиками, подобострастными путинскими вассалами, порождением Кафки и Босха, что особенно доставляет. Ибо ничего более кафкианского, чем бомбить и блокировать, обстреливать и лишать продуктов, света, воды собственных сограждан, таким образом «спасая» их от них самих, придумать невозможно. Горячие поклонники Украины гвоздили вандалов, обильно героямславили и уверяли шановное панство, что везде, где нет противных сепаратистов, криминальная ситуация ничем не хуже домайданной – Харьков, Днепр, Запорожье. А ведь достаточно пары кликов в гугле, чтобы увидеть статистику…
Стенания по «единственному островку свободы в злобной безумной стране», по «отважному честному последнему бастиону правды» красиво дополнялись горестными откровениями директора Центра Лукашевского о том, что общество-де заражено ненавистью, поэтому публичный разговор о войне на Украине в России невозможен. Видимо, планировалось, что вдохновенные лица бойцов карбатов добавят обществу немного любви и доброты.
И, пока либерально-малахольная образованщина украинско-российского происхождения метала громы и молнии в защиту выставки и против ее недоброжелателей, как-то совершенно незаметно прошло интервью Антона Беликова сайту ФАН, в котором художник спокойно и внятно объяснил свою мотивацию.
«Я сам никакой не радикал, не экстремист, обычный ученый тихий… Я только могу сказать важную вещь: то, как мы реагируем на такие вещи, – это ответ каждого из нас на фундаментально важный вопрос: а нужны ли мы нам? Мы здесь собрались из-за газотранспортной системы, и всё? Или у нас что-то есть, какие-то ценности, которые делают нас нами? Нас постоянно проверяют. Общество проверяют, какие моменты для нас чувствительны, и в эти моменты нас тыкают, в эти больные места. Совершенно осознанно и последовательно … нас тыкают, проверяют – мы еще чувствуем в этом месте или уже нет, и нам наплевать. Я хочу сказать, что нет. Нам не наплевать…».
Собственно, поступок Антона — его личная реакция на происходящее, его акт гражданского мужества, его отчаянная попытка хотя бы слегка прикрыть окно Овертона, из которого свищет уже ураганом.
Сахаровский центр, между тем, всегда более чем благосклонно относился к майданным событиям. Еще в 2014-ом году украинский Майдан был в числе соискателей Сахаровской премии свободы – летом 2014-го он рассматривался в качестве номинанта. Тогда уже полным ходом горел и взрывался Донбасс, который пришла карать украинская армия и батальоны нацистских отморозков, и вот российские либералы вывели Майдан в шорт-лист претендентов на премию.
И на этот раз – с фотографий-победительниц на посетителей центра смотрели открытые светлые неполживые лица рыцарей свободы – как если бы в Москве в разгар Великой Отечественной внезапно заработала выставка фотографий красивых белокурых и рослых немецких парней в военной форме, романтичных веселых освободителей Европы от проклятого большевизма…
Проверка, о которой говорит Антон, увы, показала почти тотальное безразличие общества к тому, что происходит. Несколько сотен «фи» и «фу» в социальных сетях и на сайтах, проклятия в адрес вандалов, уничтоживших несколько отпечатков на бумаге, и тишина. Календарь закрыл и этот лист.
Окошко возможностей открылось еще немного шире…