В Белоруссии пятый месяц продолжается общественно-политический кризис, вызванный президентскими выборами, состоявшимися 9 августа 2020 года. Победивший, по официальным данным, Александр Лукашенко продолжает отказываться от диалога с оппозицией, которая, в свою очередь, требует отставки главы государства, а также введения жёстких санкций Запада в отношении властей республики. Названная «национальным лидером» экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская продолжает убеждать западные страны в том, что давление на Минск должно быть усилено, так как без этого свергнуть режим Лукашенко будет невозможно. Однако, как показывают события последнего времени, Евросоюз имеет своё видение на происходящее в Белоруссии. Это уже стало вызывать разочарование в среде белорусской оппозиции, выявляя определенные особенности её лидеров.
В середине декабря, заявлявшая ещё совсем недавно о том, что победа над Лукашенко практически одержана, Тихановская рассказала о своём разочаровании политикой ЕС. По её словам, теперь она видит, что европейские лидеры хоть и «выражают свою озабоченность и солидарность, на самом деле они ничего не могут сделать». Оказалось, что за всеми заявлениями о поддержке белорусской оппозиции, выделением десятков миллионов евро помощи так называемому гражданскому обществу, а также принятием санкций в отношении Белоруссии, Евросоюз по-прежнему не видит в нынешних противниках Лукашенко реальной силы, способной взять власть в республике.
Более того, Тихановская, как и ряд фигур из её окружения, по сути превратились в марионеток в руках западных политиков, которые стали использовать их в собственных интересах.
Занявшая второе место на выборах с 10% голосов Тихановская никогда не была реальным политиком. Об этом она неоднократно говорила сама, отмечая, что её призвание – «жарить котлеты», и к этому она хотела бы вернуться. Формальным толчком её прихода в политику стал арест мужа – блогера Сергея Тихановского, он намеревался весной нынешнего года баллотироваться в президенты Белоруссии. В попытке спасти супруга она согласилась на уговоры местной оппозиции пойти на выборы, чему даже не противились власти республики. Правда, последующие события показали, что расчёт руководства Белоруссии на то, что Светлану Тихановскую никто в стране не будет воспринимать всерьёз, оправдались лишь наполовину. Более того, разрешённый самим Лукашенко её отъезд из страны в августе только усугубил ситуацию – экс-кандидат в президенты попала в цепкие объятия западных технологов, превратившись в инструмент политических игр международного масштаба.
За прошедшие с момента президентских выборов месяцы Тихановская из простой домохозяйки превратилась в лицо белорусской оппозиции. Ей придали лоск, научили правильно говорить и организовали вокруг неё широкомасштабную медийную кампанию. Евросоюз, который отказался признавать Александра Лукашенко легитимным главой государства и прекратил с ним всяческие контакты на официальном уровне, стал называть Тихановскую «национальным лидером» Белоруссии. Европейские третьи и вторые лица стали внушать ей и её последователям, что она – серьёзный политик, организовывая многочисленные встречи с лидерами ЕС, чего никогда не было у Лукашенко. В частности, пресс-служба Тихановской сообщала, что она уже встретилась с главами и политиками более 20 государств Европы. Среди них президенты Франции, Латвии, Литвы, Германии, Словакии, канцлеры Германии и Австрии, премьер-министры Польши, Бельгии, Дании, Латвии, Швеции, Нидерландов, а также министры иностранных дел почти всех стран Евросоюза и Канады. Любительница «жарить котлеты» регулярно проводит встречи с послами, парламентариями и руководителями ЕС, она выступала в ПАСЕ, Совбезе ООН, Парламентской ассамблее стран НАТО и бундестаге. Всё это призвано убедить простых наблюдателей в особом статусе Тихановской, который якобы разительно отличается от нынешнего положения Лукашенко на международной арене.
В то же время восприятие самой Тихановской себя как политического лидера Белоруссии долгое время оставалось весьма своеобразным. Об этом, например, свидетельствует аккаунт @prezident.sveta в Instagram, в котором она расплывчато названа «лидером, избранным беларусским народом». А нелогичность ряда её заявлений и действий свидетельствуют о том, что исходят они не от неё самой, а её западных кураторов. Тихановская то заявляет о полной победе над Лукашенко, то просит белорусов начать разрушать экономику страны, то требует от международного сообщества ввести жёсткие санкции в отношении Белоруссии, то благодарит Евросоюз, то вдруг разочаровывается в нём. При этом практически каждый раз слова и поступки Тихановской взывают у многих аналитиков недоумение. Например, когда она потребовала от Литвы и других стран ЕС перестать работать с «Беларуськалием» и предприятиями белорусской нефтепереработки, которые, по её мнению, являются главными спонсорами режима Лукашенко. Одновременно прозвучало заявление о том, что рабочие этих предприятий должны начать забастовку, чтобы полностью парализовать экономику страны. В будущем Тихановская обещает всем помощь и возобновление работы заводов и фабрик, хотя как это будет сделано, никто в окружении экс-кандидата в президенты предпочитает не говорить. Подобные пассажи вызывают удивление даже у представителей белорусской оппозиции, так как полностью противоречат экономическим интересам граждан, значительная часть которых работает на государственных предприятиях и зависит от нормального состояния экономики страны. Но Тихановская и не скрывает, что её опорой является наиболее активная прозападная часть общества и частный капитал, а не трудящиеся на государственных заводах и фабриках – они, по её мнению, и должны взять на себя главный удар революционных преобразований. О тружениках села речи не идёт и вовсе.
Вместе с тем труд политтехнологов, поработавших с Тихановской, не пропал даром, и в последние недели она всё больше стала осознавать себя в качестве реального политика. Об этом, в частности, свидетельствует недавнее её интервью изданию The New Yorker, в котором она показала, что способна говорить с лидерами ЕС как политик. Именно здесь прозвучали первые слова о разочаровании политикой Евросоюза в отношении Белоруссии. Позже Тихановская и вовсе высказала прямое неудовлетворение тем, кто попал в третий пакет санкций ЕС. По её мнению, список должен быть гораздо шире, а ограничения серьёзнее, чтобы повлиять на экономику Белоруссии в целом, а не только окружение Лукашенко.
Происходящие с Тихановской метаморфозы уже дали пищу для размышлений, так как с каждым днём становится всё понятнее, кто в реальности стоит за её кипучей деятельностью. По сути, экс-кандидат в президенты выражает интересы не белорусского общества и не Евросоюза. Для стран ЕС потерять торгово-экономические связи с производителями калийных удобрений и нефтепродуктов в Белоруссии так же невыгодно, как и для Минска. Даже Литва, которая одной и первых заявила о непризнании Лукашенко президентом, не готова расстаться с белорусским транзитом. Главным же бенефициаром того, чего так сильно добивается Тихановская и её окружение, можно считать США.
Соединённые Штаты, в отличие от ЕС, не видят в Белоруссии торгово-экономического партнера и рассматривают республику лишь с точки зрения своего геополитического влияния в восточноевропейском регионе. Главными проводниками американской политики в данном направлении, как известно, являются страны Прибалтики и Польша. Поэтому совершенно неслучайно, что самые радикальные требования в отношении Белоруссии звучат из Вильнюса и Варшавы. И, как показывают последние месяцы, именно их и ретранслирует Тихановская, совершенно не понимая того, что в реальности за ними стоит и какие последствия они принесут для Белоруссии.
Если проследить действия Тихановской в последние месяцы, то вырисовывается довольно интересная картина. Экс-кандидат в президенты Белоруссии много апеллирует к ЕС и США, однако до настоящего времени еще ни разу не высказывала никакой критики в адрес Белого дома. Более того, своё недовольство действиями Евросоюза Тихановская высказала не прямо в лицо европейским политикам, а сделала это на страницах американского издания.
Нечто подобное можно наблюдать в последнее время и в действиях Владимира Зеленского, который тоже стал жаловаться США на формальное отношение Евросоюза к его стране. Точно так же, как украинский лидер, обхаживающий сегодня Белый дом в попытках добиться помощи в переговорах с ЕС, Тихановская и её окружение считают Соединенные Штаты одним из главных акторов процесса международного давления на Лукашенко. На деле же, пока совсем непонятно, что конкретно сделали США для белорусской оппозиции, так как Вашингтон занял выжидательную позицию в отношении ситуации в Белоруссии. Даже санкции в отношении полутора десятков белорусских чиновников не выглядят серьёзными, напоминая насмешку как над белорусской оппозицией, так и над ЕС. Единственным реальным шагом, за который Тихановской логично поблагодарить США, может стать принятие закона «О демократии, правах человека и суверенитете в Белоруссии», после чего белорусская оппозиция будет претендовать на расширение американского финансирования.
В сложившейся ситуации становится очевидно, что Тихановская, даже приобретя определенный лоск за время нахождения в Европе, политиком так и не стала (хотя и поменяла восприятие себя). Более того, с каждым днем она всё больше показывает себя проводником интересов США, но не ЕС. Не случайно и то, что в её окружении полно персонажей, которые не один год сотрудничают с различными американскими фондами, за которыми стоят спецслужбы США. Один из таких – советник Франак Вячорка. В этой связи становится ясно, почему сегодня из уст Тихановской всё чаще стали звучать призывы разрушить белорусскую экономику.