Утром 30 июня 1941 года Львов был занят гитлеровскими войсками, в состав которых входил укомплектованный украинскими националистами батальон «Нахтигаль». Командовал этим карательным подразделением немецкий обер-лейтенант Теодор Оберлендер, а будущий руководитель УПА* гауптштурмфюрер СС Роман Шухевич был его заместителем.
Вместе с немцами в город вошла группа оуновцев во главе с близким соратником Бандеры, главой Краевого провода ОУН Ярославом Стецько. Из окрестных сёл в город подтянулись местные украинские националисты. Все вместе они и организовали этнические чистки во Львове, первыми жертвами которых стали евреи, а затем и поляки.
Ярослав Стецько ещё накануне львовского погрома сообщал: «Создаём милицию, которая поможет убирать евреев». По городу были расклеены листовки: «Народ! Знай! Москва, Польша, венгры, евреи – это твои враги. Уничтожай их! Знай! Твоё руководство – это ОУН. Твой вождь – Степан Бандера». Кроме листовок появились плакаты с надписью: «Украина для украинцев». Этот лозунг и сегодня в ходу у националистов.
По данным польской переписи населения 1931 года во Львове проживало 63,5% поляков, 24% евреев и лишь 7,8% украинцев. После присоединения Западной Украины к УССР этнический состав несколько изменился за счёт увеличения количества русских и украинцев, но большинство поляков и евреев осталось в городе.
Еврейские погромы начались с 1 июня. Активное участие в них принимали вояки из «Нахтигаля» и украинские полицаи. Евреев вытаскивали из квартир, ловили на улицах, грабили, избивали, издевались над ними, женщин насиловали, а затем всех расстреливали. Из состава «Нахтигаля» была выделена группа в 80 человек, которая участвовала в арестах и расстрелах евреев и поляков. Польский историк Яцек Вильчур, живший во Львове в 1941 году утверждал: «»Пташники» убивали четырьмя способами – пулями, штыком, прикладом или просто забивали до смерти руками и ногами». («Пташниками» во Львове называли вояк батальона «Нахтигаль из-за эмблемы соловья на их машинах и мотоциклах).
Вслед за евреями пришла очередь польской интеллигенции. Львовских профессоров и инженеров арестовывали по спискам, предоставленным выехавшими в 1939 году в Краков украинскими студентами. Руководил уничтожением польской интеллигенции генерал СС Шоэнгарт, выполнявший указание Гиммлера, который приказал «расстрелять тысячи ведущих польских деятелей».
2 июля был арестован бывший премьер польского правительства, профессор политехнического института Казимеж Бартль.
В ночь с 3 на 4 июля были арестованы гестаповцами ещё несколько десятков польских профессоров вместе с их родственниками. Квартиры польских преподавателей разграблялись, фашисты выносили из них все ценные вещи, золото, валюту. Всех арестованных свозили в Воспитательный дом им. Абрахамовичей, где их допрашивали. Инженера Адама Руффа гестаповец застрелил прямо в доме, когда у него начался приступ эпилепсии. Затем польскую профессуру вывезли на Вулецкие холмы и там расстреляли.
Польский историк Зигмунд Альберт и советский украинский писатель и публицист Владимир Беляев после войны
На Вулецких холмах 4 июля были расстреляны 37 человек, среди которых были известные учёные:
– польский хирург профессор Тадеуш Островский;
– хирург Владислав Добжанский;
– детский врач профессор Станислав Прогульский со своим сыном;
– профессор-терапевт Ян Грек с женой Марией;
– заведующий кафедрой факультетской терапии, основатель курорта «Моршин» Роман Ренский;
– профессор гинекологии, ветеран львовской медицины Адам Соловей (в возрасте свыше 80 лет);
– известный профессор судебной медицины Владислав Серадский;
– профессор-правовед Роман Лонгшамо-де-Бере с тремя сыновьями;
– профессор математики Антоний Ломницкий;
– заведующий кафедрой патологической анатомии, крупный ученый профессор Витольд Новицкий со своим сыном – ассистентом кафедры микробиологии Эшемом Новицким;
– академик Адам Цешинский;
– доцент офтальмологии Юрий Гжендельский;
– профессор Роман Виткевич;
– профессор Владимир Круковский,
– профессор Владимир Стожек с двумя сыновьями;
– доктор технических наук Казимир Ветуляни;
– доктор Каспар Вейгель с сыном Юзефом;
– писатель Тадеуш Бой-Желеньский;
– доктор теологии ксёндз Владислав Коморницкий;
– профессор Хенрик Корович;
– профессор Станислав Ружевич;
– профессор хирургии Генрих Гилерович.
Профессора Бартеля фашисты расстреляли 26 июля. Один из находившихся вместе с ним в заключении поляк Стефанишин рассказывал, как немцы издевались над профессором: «Гестаповец приказал Бартелю чистить сапоги украинцу из Хильфсгестапо, чтобы польский профессор и министр чистил сапоги украинскому конюху». Всё это время Бартель находился в гестаповской тюрьме, где немцы уговаривали его возглавить марионеточное польское правительство.
Единственный из арестованных, который остался в живых благодаря своему немецкому происхождению, – профессор Гроёр.
Несколько свидетелей рассказывали, как арестованных выводили к яме по четыре человека, ставили на её край и расстреливали. Немецкий прокурор Белоу, проводивший расследование убийства польских профессоров заявил, что виновными в убийстве являются Гиммлер, Франк, Шоэнгарт, Хейм, а расстрельная команда состояла из украинцев, одетых в эсэсовскую форму.
В 1943 году, предчувствуя разгром, гитлеровцы стали скрывать следы своих преступлений. Гестаповцы организовали из евреев «Зондеркоманду 1005», которая занималась эксгумацией трупов евреев и поляков, свозила их в Кривичский лес, где они сжигались.
…Роман Шухевич был ликвидирован в 1950 году войсками госбезопасности под руководством генерала Павла Судполатова.
Командир «Нахтигаля» Теодор Оберлендер избежал возмездия. В 1945 году он сдался американцам и был завербован ЦРУ. В 1960 году суд ГДР признал его вину в организации еврейских погромов во Львове и заочно приговорил к пожизненному заключению. Целый ряд свидетелей подтвердили, что именно Оберлендер отдавал приказы об уничтожении евреев и поляков. Однако земельный суд Бонна посчитал доказательства недостаточными. Оберлендер был политическим деятелем в ФРГ, занимал руководящие посты во Всемирной антикоммунистической лиге. В 1993 году Верховный суд Берлина отменил приговор суда ГДР. Умер нацистский преступник своей смертью в 1998 году.
В 2007 году во Львове на Вулецких холмах торжественно открыли памятник польским профессорам, расстрелянным здесь в 1941 году. А в 2017 году пришедшие к власти неонацисты надругались над мемориалом, разрисовав его свастикой и надписью: «Смерть ляхам».
На фото. Памятник расстрелянным польским учёным на Вулецких холмах