Евроинтеграция Украины: что мешает сближению Киева и Брюсселя

Евроинтеграция Украины: что мешает сближению Киева и Брюсселя
Евроинтеграция Украины: что мешает сближению Киева и Брюсселя

Согласно Соглашению об ассоциации с ЕС, существуют направления, где Украина и Европейский союз согласились сформировать общее пространство, почти без границ, но есть направления, где стороны довольно осторожно обсуждают взаимную интеграцию. При том энергетика является сектором, который обогнал почти все остальные сектора по уровню интеграции.

Именно там планируется развивать реально единые рынки, необходимые для осуществления перетоков газа и электроэнергии без помех. Для Украины это означает появление возможности быстрого импорта газа и электроэнергии в случае необходимости, предоставление услуг компаниям из ЕС по хранению газа в украинских хранилищах.

Для лучшего взаимодействия Украины с Евросоюзом в прошлом году Верховная Рада ратифицировала изменения в приложение XXVII к Соглашению об ассоциации. В частности, Киев обязался проводить консультации с Еврокомиссией по всем нормативно-правым актам, которые разрабатываются в рамках приложения.

В свою очередь ЕК дала согласие на участие в проектировании норм украинского национального законодательства — через предусмотренные механизмы мониторинга и консультаций.

Кроме того, Брюссель обязуется сообщать Киеву об изменениях в любые, включенные в приложение акты ЕС. Однако, несмотря на ратификацию соглашения, процесс его выполнения продвигается очень медленно.

Евроинтеграция Украины: что мешает сближению Киева и Брюсселя

Так что же мешает Украине сблизиться с ЕС? Как сообщает «Европейская правда», скорее всего, в торможении процесса большую роль сыграли сложные бюрократические правила как с украинской и европейской стороны. Затягивание с разработкой процедур обернулось тем, что украинский парламент принял целый перечень законов, которые по правилам должны были бы попасть под такие консультации, однако этого не произошло. Таким образом, изменения не были согласованы с процедурой приложения XXVII, а это означает, что они приняты с нарушением Соглашения об ассоциации.

Издание обращает внимание, что затяжная ратификация обнаружила несколько сложных моментов, мешающих сближению Киева и Брюсселя. В частности, длинные сроки консультаций между украинской и европейской сторонами. Три месяца — долгий срок, поскольку на Украине очень быстро меняются законы, принимаются решения и вносятся изменения. Дело в том, что пока ЕК рассмотрит и внесет свои коррективы, на Украине могут возникнуть проблемы с реализацией сопутствующих решений и документов.

Евроинтеграция Украины: что мешает сближению Киева и Брюсселя

Кроме того, европейская сторона уже получила от Киева такое количество документов, которые несколько превысили ее ожидания и к нее нет человеческих ресурсов, чтобы быстро все отработать. Ведь если, например, речь идет о проекте закона, то кроме самого проекта изменений Комиссия должна получить еще и законодательство, куда вносятся изменения, изучить его, прочитать дополнительные материалы.

Еще одной проблемой является то, что к процессу консультаций привлечены много сторон. Со стороны Киева — комитеты Верховной рады, вместе с комитетом по вопросам европейской интеграции, и правительственный комитет по европейской интеграции, и профильные министерства, и регулятор.

Со стороны ЕК же может участвовать большое количество стейкхолдеров. Приложение XXVII является частью Соглашения об ассоциации, поэтому первоочередным и главным партнером в процессе согласования документов является Европейская комиссия. Вместе с тем в приложении отмечается, что Комиссия может привлекать Энергетическое сообщество к процессу консультаций.

Издание обращает внимание, что только качественное и эффективное выполнение приложения XXVII, работа над ошибкам способны обеспечить успех интеграции Украины в Евросоюз.

Мила Кальмиус специально для Новостного агентства «Харьков».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *