Сергей Мануков, «Expert Online»
Социал-демократы обсуждают возможность возвращения в большую политику своего последнего федерального канцлера – Герхарда Шрёдера
Лидер СДПГ Мартин Шульц вряд ли сможет одержать на всеобщих выборах в сентябре победу над Ангелой Меркель, а Шрёдер — последний из представителей партии, сумевший занять пост канцлера, его советы пользуются всё большим спросом.
Шрёдеру идет 74-й год. Возраст для политика, конечно, не юный, но далеко не запредельный. Можно, например, вспомнить «отца» современной Германии Конрада Аденауэра, который ушел в отставку с поста федерального канцлера в 87 лет. У Герхарда Шрёдера есть на кого равняться в смысле политического долголетия и среди современных политиков. Сильвио Берлускони, который собирается вернуться в большую политику в Италии, старше его на 8 лет.
Опыта Герхарду Шрёдеру не занимать. Он семь лет руководил немецким правительством и после смерти Гельмута Коля по праву считается самым опытным политиком Германии. Остался у него и авторитет. Большинство экономистов считают, что Ангела Меркель, которая ставит себе в заслугу нынешнее экономическое благополучие страны, просто пожинает плоды, «посаженные», если можно так сказать, Герхардом Шрёдером еще в начале «нулевых».
Говоря об авторитете Шрёдера, можно вспомнить и его позицию в 2003 году по отношению к вторжению США в Ирак. Шрёдер тогда не испугался «большого брата» из-за океана и отказался участвовать в военной авантюре Вашингтона. Сейчас, когда Европа в целом и Германия в частности находятся, порой даже создается впечатление, едва ли не в вассальной зависимости от Америки, такая независимая политика нравится миллионам немцев и европейцев.
Даже один из немногих, по мнению Запада, шрёдеровских минусов, а именно его дружеские отношения с Владимиром Путиным и работу в «Газпроме», заслужившие ему у недоброжелателей прозвище «пятой колонны Кремля», он при желании может обратить себе на пользу. Сейчас отношение к России не такое, каким было в 2014-15 годах. Немало немцев, включая многих бизнесменов, требуют восстановления нормальных отношений с Россией.
Шрёдер модернизировал систему социального обеспечения ФРГ, разгневал Джорджа Буша, отказавшись участвовать в войне с Ираком; и совсем немного проиграл в 2005 году Ангеле Меркель. Но вместо того, чтобы, как принято у политиков такого масштаба, участвовать в качестве почетного гостя в саммитах и писать мемуары, он подался в российский бизнес. Герхард Шрёдер уже не один год входит в советы директоров российских энергетических компаний, в которых «Газпром» владеет или контрольным пакетом акций или является единственным акционером.
Часть политологов придерживается мнения, что работой в энергетическом секторе России Герхард Шрёдер скомпрометировал себя как политик и поставил крест на возможном продолжении политической карьеры, если он, конечно, надумает вернуться в большую политику. Версия спорная. Доказательством ее, как минимум, спорности может служить недавнее публичное появление бывшего федерального канцлера среди однопартийцев. Его выступление на одном из партийных митингов было встречено овациями. Как и положено опытному политику, он не стал останавливаться на спорных вопросах типа конфликта на юго-востоке Украины и якобы имевшего места вмешательства российских хакеров в американские и иные выборы, а посвятил свое выступление беспроигрышной теме — критике Соединенных Штатов.
«То, что сейчас происходит в Соединенных Штатах,- заявил Герхард Шрёдер,- нуждается в открытой и жесткой критике».
Несмотря на утверждение, что он не является антиамериканистом, Шрёдер раскритиковал «чудовищное» политическое влияние США на другие страны и призвал немцев игнорировать требование Трампа довести военных расходы Германии как минимум до 2% от ВВП. Особенно громкие аплодисменты, подчеркивает Washington Post, издание, которое трудно заподозрить в симпатиях к Москве, встретили слова Шрёдера о необходимости улучшить отношения между Германией и Россией.
Герхард Шрёдер не занимает никаких официальных постов в SPD. Поэтому директор берлинского Института глобальной публичной политики Торстен Беннер считает, что неправильно утверждать, будто именно Шрёдер определяет политику Социал-Демократической партии по отношению к России. Однако, по мнению того же Беннера, советы и мнение Герхарда Шрёдера, последнего канцлера ФРГ от социал-демократов и, к тому же, одного из немногих, кто знает, как бороться с Меркель, по-прежнему пользуются большой популярностью.
Последнее качество Шрёдера – умение противостоять Ангеле Меркель и христианским демократам сейчас особенно нужно SPD, которая, практически догнав правящую партию в феврале, сейчас вновь отстает от нее на 15%.
Возвращение Герхарда Шрёдера в большую политику также вполне соответствует традициям немецкой политики.
«Немцы как с левого, так и с правого флангов всегда питали слабость по отношению к Москве,- объясняет профессор политологии из университета Регенсбурга Штефан Бирлинг.- Это, возможно, объясняется тем, что отношения строились на равноправной основе в отличие от отношений с единственной ныне супердержавой — США. Если бы Путин не вторгся в Крым и на восток Украины, многие немцы считали бы его естественным союзником во времена трансатлантического раскола».
http://expert.ru/2017/08/9/poroj-oni-vozvraschayutsya/
фото ТАСС