Эрдоган больше не ждёт от Запада ничего хорошего

Эрдоган больше не ждёт от Запада ничего хорошего

Турция не будет стремиться вступить в ЕС, а пойдёт свои путём

Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Запад не сделал для Турции ничего хорошего. Поэтому страна намерена самостоятельно решать свои проблемы, передает агентство Anadolu.

«Запад не сделал для Турции ничего хорошего. Чего должна ждать от Запада Турция, если ее уже на протяжении 53 лет заставляют ожидать у дверей Европейского союза?», — заявил Эрдоган.

Турецкий президент отметил, что, благодаря приложенным усилиям и при помощи молодого поколения образованных турок, страна сможет пройти через все испытания.

«На фоне событий за последние три года Турция изменила свой взгляд на происходящее и наметила для себя новый путь», — сказал Эрдоган, добавив, что Турции уже неважно, что скажут другие.

Эрдоган и прежде делал антизападные заявления. Однако, пожалуй, он впервые столь чётко заявил о том, что Турция больше не стремится в Европейский Союз. Каковы будут новые внешнеполитический приоритеты страны, с которой ещё недавно Россия стояла на грани войны, а теперь развивает сотрудничество?

— Охлаждение Турции к проекту «единой Европы» наметилось давно, — говорит руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Малашев. — Как и отход от так называемых общеевропейских ценностей. Однако последним заявлением на эту тему Эрдоган как бы закрепляет, формулирует позицию своей страны, которая и без того была ясна.

Недавняя попытка свергнуть Эрдогана внесла значительные коррективы в политику Турции на европейском направлении. Правда, они всё равно остаются тактическими. Стратегический выбор на постепенный отход от сближения с Западом неизменен. В начале 2017 года Турция может превратиться в президентскую республику из парламентской. На начало года намечен референдум по этому вопросу. Он, кстати, обострил разногласия внутри страны между сторонниками и противниками этого изменения Конституции. Ясно, что получив большие, чем сейчас полномочия, Эрдоган использует их для того, чтобы построить «новую Турцию», как он её называет.

Тем не менее, категоричность заявления Эрдогана не означает, что Анкара собирается устроить «холодную войну» с Брюсселем. Турция всегда была настроена на диверсификацию международных контактов. Сейчас Эрдоган во многом работает на публику перед упомянутым референдумом, поскольку антиевропейские настроения в Турции сильны.

Однако, напомню, Турция, занимая часть европейского континента, не может серьёзно испортить свои отношения с ЕС так, чтобы это не ударило по ней самой. Эрдоган почти уверен, что его задумка — сделать Турцию президентской республикой — осуществиться. И резкими заявлениями он как бы обозначает новые правила игры с Евросоюзом, когда его президентские полномочия серьёзно увеличатся.

Между тем, Турция заинтересована в том, чтобы Европа участвовала в решении некоторых её внутренних проблем. В частности, в решении вопроса мигрантов, которых пока ещё никто не расселял. Больше двух с половиной миллионов человек, по-прежнему находятся в Турции, и Анкара заинтересована в том, чтобы расселить их на территории Сирии в так называемой буферной зоне.

Слова Эрдогана можно трактовать и так: да, мы поняли, что никогда не станем частью ЕС, но мы хотим выжать максимальное число политических очков в этой связи.

В любом случае данное заявление это не просто громкий жест в сторону ЕС, какие любит порой делать Эрдоган. За ним стоят конкретные политические реалии. Сейчас президенту Турции важно, чтобы страна, которую он возглавляет, стала президентской республикой.

— И кто же станет новым «лучшим другом» для Турции, охладевшей к ЕС? Вряд ли Россия.

— Ещё в 2013 году высказывались идеи, в том числе со стороны президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что Турцию рады бы были видеть в Евразийском экономическом союзе. Анкара тогда не отказалась, но и ничего не сделала для вступления. Эрдоган как бы играл на противоречиях ЕС и ЕАЭС. Я думаю, что он будет продолжать это делать в изменившихся условиях. С Россией волей-не-волей Эрдоган вынужден будет налаживать более плотные отношения, как в экономике, так и в политике, поскольку нас сблизила международная ситуация. Ждать вступления Турции в Евразийский союз я бы не стал. Хотя заявления и какие-то небольшие подвижки могут быть в ближайшие годы. А вот в ШОС, где Турция пока наблюдатель, она может и войти полноценным участником, если этого захочет.

Так же у Турции сложился тактический альянс с Саудовской Аравией. Если взять, к примеру, отношение к проблеме Йемена, то Анкара всецело поддерживает все действия Эр-Рияда.

Кроме того, отношения с США никоим образом не ухудшаться, кто бы там ни стал новым президентом. Ряд экспертов, с которыми я согласен, считают, что будет как раз наоборот — отношения укрепятся, несмотря на всю резкую риторику последнего времени.

— Курс Эрдогана на резкое обострение отношений с Западом стал ясен давно, — подтверждает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова. — В первую очередь, осложнились отношения с США, в меньшей степени — с ЕС. Тренд противостояния с Западом, на мой взгляд, в последнее время только усиливается.

Уже почти полтора десятилетия с момента прихода к власти партии «Справедливость и развитие» Турция делала свою внешнюю политику всё более разнонаправленной, обращая внимания не только на Запад, но и на Восток, в первую очередь на Ближний Восток. Во многом эта политика оказывается достаточно успешной. Можно вспомнить и об Африке, куда президент Эрдоган только в этом году совершил два визита и оба были достаточно продуктивными.

В последнее время нормализуются и отношения с Израилем, с которым у Турции много общих интересов, в том числе в сфере энергетики. Отношения с Россией переживают период нового развития. Есть основания предполагать, что они будут улучшаться и дальше. Однако надо понимать, что все эти тенденции развиваются на фоне довольно непростой внутриполитической ситуации. В частности продолжаются аресты подозреваемых в участии в подготовке государственного переворота. Продолжается операция против Рабочей партии Курдистана, которая в Турции считается террористической. Не удивительно, что в Турции с пугающей регулярностью происходят теракты и её сложно назвать даже относительно безопасной для жизни страной.

— Насколько далеко может зайти обострение отношений с Западом? Может ли Анкара, отказавшись от идеи вступить в ЕС, в конце концов разочароваться в НАТО и выйти из альянса?

— Из НАТО Турция вряд ли выйдет, несмотря на все громкие заявления турецких политиков. Они были направлены больше на аудиторию внутри страны. Выйдя из альянса, Турция не сможет примкнуть к другому военному блоку или создать новый, который мог бы усилить её безопасность. Как ни крути «зонтик НАТО» Анкаре очень не помешает. Но внешнеполитические отношения с западными странами, тем не менее, ещё долгое время будут ухудшаться. Слишком много противоречий. Кстати, именно в этой опции взгляды российского и турецкого руководства во многом похожи. Если посмотреть прессу двух стран, то процент антизападной риторики там довольно высок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *