Алжир восстал: народ на сей раз сносит президента вместе с генералами

Алжир восстал: народ на сей раз сносит президента вместе с генералами
Информационное агентство

Алжирцы выступают против теневого влияния армии и разведки, которые 20 лет в собственных целях использовали Бутефлику, а теперь используют Теббуна

Фото: УНИАН

 

Алжирское протестное движение «Хирак» (Hirak) требует отставки нового президента Абдельмаджида Теббуна и высшего военного руководства страны. Об этом говорится в обзоре Европейского совета по международным делам (ЕСМД).

«В декабре 2019 года генералитет Алжира выбрал Абдельмаджида Теббуна новым президентом страны. Хотя военные сфальсифицировали выборы, чтобы формализовать этот шаг, им не удалось скрыть очередное назначение национального лидера против воли народа, как это было во время 20-летнего правления президента Абдельазиза Бутефлики. Действия армии на политическом поле стимулируют движущие силы «Хирака» (массового протестного движения), который заявил о себе в феврале 2019 года, когда большая часть населения бойкотировала выборы. Действительно, большинство алжирцев полагает, что Теббун не хватает легитимности — он воспринимается как марионетка военного режима», — пишет востоковед ЕСМД Амель Бубекёр.

По ее словам, за 20 лет, предшествовавших появлению «Хирака», система управления в Алжире позволила армии найти выход из гражданской войны 1990-х годов, пережить как внутренние споры, так и внешние волны протестов.

«Назначение генералами Бутефлики в 1999 году временно решило проблему легитимности, с которой армия сталкивалась с 1992 года, когда она отменила победу «Исламского фронта спасения» на первых свободных выборах в Алжире. Это решение привело к конфликту, который убил 200 тысяч человек и привел исчезновению 20 тысяч граждан. Соглашение 1999 года предусматривало неформальное разделение власти между президентом, генералами (одобрено путем фиктивных выборов) и службой безопасности (Департамент разведки и безопасности или DRS). Военные и DRS использовали гражданский статус нового президента, чтобы избавиться от обвинений в военных преступлениях, которые исходили от иностранных держав, особенно когда Бутефлика вел политику примирения, которая подкупила военных и DRS для их участия в «черном десятилетии» репрессий», — напоминает Бубекёр.

Востоковед напоминает, что «в 2000-е большинство алжирцев отказалось от требований о более справедливом перераспределении доходов от продажи природных ресурсов (которые выдвигались в период гражданской войны)»: «Люди получили государственные деньги на различные проекты развития и субсидии, которые стали возможными из-за беспрецедентного роста цен на нефть в начале 2000-х годов».

«Несмотря на разногласия между армией, разведкой и гражданской командой президента, режим продолжал рассматривать автоматическое переизбрание Бутефлики как магическую формулу для сохранения контроля над политикой, не отчитываясь при этом у народа. Однако протесты в связи с перспективой пятого срока Бутефлики резко нарушили существующий баланс сил. После шести недель демонстраций Ахмед Салах, тогдашний начальник штаба армии, отказался от союза с президентом. Чтобы пережить кризис легитимности, он заставил Бутефлику уйти в отставку в апреле 2019 года, посадив в тюрьму некоторых из тех, кто укреплял режим Бутефлики — главу разведки и членов президентской клики, которых он назвал мафией. Были быстро организованы новые президентские выборы. Салах надеялся завершить политический транзит и позволить военным править за кулисами. Однако даже после назначения Теббуна армии так и не удалось ослабить протесты», — резюмирует Бубекёр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *