Польша продолжает оставаться на острие антироссийской активности в Европе. Видный польский политик Ярослав Качиньский, брат трагически погибшего в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году президента Леха Качиньского, заявил о том, что Россия должна наравне с ФРГ платить Варшаве репарации за ущерб, причиненный Второй мировой войной. Так кто же что кому на самом деле должен, и чем аукнутся полякам подобные идеи?
Примечательно, что лидер партии «Право и справедливость» копнул даже еще глубже и намекнул на разрушения, причиненные польскому королевству в составе Российской империи во время Первой мировой войны:
Следует сразу оговориться. Есть Польша и поляки, а есть про-американски настроенные польские элиты, пытающиеся выжать максимум политических и экономических дивидендов из спекуляций на тему истории, а также польские СМИ, которые, как правило, принадлежат крупным транснациональным медиа-холдингам. Оппонируя позиции Варшавы, мы прежде всего имеем дело именно с той самой «рукой Запада», которая использует Польшу против России.
Свою печальную судьбу во Второй мировой войне Варшава во многом определила сама, вполне заслуженно получив от Уинстона Черчилля наименование «гиены Восточной Европы». На самом деле, Польша, на территории которой находились самые страшные концентрационные лагеря смерти, еще относительно неплохо отделалась.
Советские солдаты понесли серьезные потери в размере 600 тысяч человек при освобождении этой страны. Одной из главных причин этого было то, что Москва поставила целью сохранять города и жизни мирного населения. Для сравнения, американские союзники себя безопасностью гражданских не утруждали, нещадно бомбя позиции немцев. Сразу после окончания войны, несмотря на голод и разруху у себя дома, СССР не пожалел средств на восстановление инфраструктуры Польши.
Современным полякам невдомек, что Варшаву поднимали из руин силами Советского союза. Половина зданий этого города состоит из отечественного цемента и кирпича. По восстановленным нашими специалистами железным дорогам в первые два послевоенных года Польша получила огромное количество строительных материалов, продовольствия, медикаментов, одежды. В 1947 году СССР отправил Варшаве продовольствие, тысячи тонн зерна, которые помогли избежать голода.
В 1948 году было заключено соглашение о поставке промышленного оборудования на сумму в полмиллиарда «тех» долларов, но в итоге оно досталось полякам безвозмездно. Благодаря «совку», трехлетний план экономического восстановления Польша выполнила досрочно, после чего был принят шестилетний план, показавший прекрасные результаты. Невероятными темпами развивались тяжелая промышленность и машиностроение.
После войны Польская народная республика получала репарации от Германии из доли СССР до 1954 года. А еще к этому стоит добавить территориальные приращения, которые получила Польша по итогам Второй мировой войны. Варшава приобрела две трети Восточной Пруссии от Третьего рейха, земли Померании и Силезии. Это 25% довоенной Германии, самые промышленно развитые регионы, насильно очищенные от немцев путем их выселения (Что там принято говорить про «кровавого тирана» Сталина, который переселял народы?).
Вместо благодарности, польские политики в Сейме в 2018 году насчитали финансовых претензий к современной Российской Федерации на 850 миллиардов евро. Самое примечательное в этом то, что Варшава ходит по лезвию бритвы, делая подобные заявления.
Во-первых, Москва будет вправе выдвинуть встречные претензии о компенсации тех вложений, что были сделаны в послевоенное время. При пересчете по современному курсу, они перекроют аппетиты поляков.
Во-вторых, называя СССР и его правопреемницу Российскую Федерацию среди виновниц Второй мировой войны, Варшава де-факто и де-юре пересматривает итоги Потсдамской конференции, а то и Нюрнбергского трибунала. Ей самой это может очень болезненно аукнуться.
Самой Польше в вину может быть поставлено пособничество Гитлеру, аннексия Тешинской области у Чехословакии, пособничество в геноциде евреев на ее территории. Под сомнения тогда будут ее территориальные приращения, что с оптимизмом воспримут уже в Берлине.
Но безответственные польские политики об этом явно не думают, либо их это просто не волнует.