Госдуме предложили закрыть российский рынок для всех западных товаров массового спроса
Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов (Фото: Марат Абулхатин/фотослужба Госдумы РФ/ТАСС)
Возможно, уже осенью импортозамещение в России выйдет на новый уровень. Это случится в случае, если инициатива партии «Справедливая Россия» о выдавливании из страны товаров из США и ЕС получит законодательное оформление. Экономические и политические меры, которые необходимо предпринять, в своей программной статье перечислил лидер партии Сергей Миронов.
По мнению политика, нужно расширять возможности отечественных производителей на внутреннем рынке за счет контрсанкций в отношении американских компаний, ориентированных на массового покупателя в России. Под «раздачу» могут попасть компании Cola-Cola, Pepsico, Mars, Procter &; Gamble, Johnson &; Johnson, British American Tobacco и западные производители алкоголя.
Им на смену, по мысли Миронова, придут отечественные производители безалкогольных напитков, снэков, молочной продукции, кондитерских изделий, вина, косметики и бытовых товаров. «Давайте, наконец, поддерживать свою экономику, а не экономику стран, которые озабочены тем, чем бы еще уязвить Россию», — пишет главный эсер России.
Среди других предлагаемых мер — перевод всех государственных учреждений и предприятий с программного обеспечения «Майкрософт» на «Линукс» с открытым программным кодом, вывод российских валютных резервов из американских казначейских облигаций, а также принуждение российских компаний к работе на территории Крыма.
Миронов отметил, что раз премьер-министр признал, что против России ведется самая настоящая торговая война, то и вести себя надо соответственно. «Не будем себя обманывать — наша „элита“ до последнего будет стремиться поладить с Западом. Отсюда призывы — прямые или завуалированные — минимизировать наши ответные действия», — констатировал политик.
Предложенные меры в целом совпадают с настроениями в российском обществе. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», проведенному на пике кампании по импортозамещению, при одинаковой стоимости продуктов 69% россиян предпочитают покупать отечественные продукты. И лишь 20% выбирают импорт. При этом большинство отмечает, что российские продукты еще и дешевле.
Что касается непродовольственных товаров, то 38% россиян считает, что стране следует стремиться заместить импортные непродовольсвенные товары отечественными. Категорически против такой политики всего лишь 18%. Еще 29% предлагают не бросаться в крайности и заменить лишь часть импорта непродовольсвенных товаров.
Однако, для того, чтобы всерьез изменить ситуацию с засильем иностранных производителей на российском рынке, понадобятся очень серьезные меры. В настоящее время в секторе торговли доля организаций с участием иностранного капитала составляет 81,4% всего уставного капитала. В пищевой промышленности иностранным капиталом контролируется не менее 2/3 всей отрасли.
Руководитель пиар-службы председателя партии «Справедливая Россия» Светлана Козенева пояснила «СП», что для достижения перечисленных в статье Миронова целей со временем могут быть приняты необходимые законы.
— Это не голословный призыв. У нас при фракции работает экспертный совет, который действует по тем же направлениям, что и комитеты Госдумы. Туда входят как эксперты, так и заинтересованные потребители. Поэтому предложенные в статье меры — это не просто информационный вброс, а результат предварительного обсуждения экспертов. Когда осенью начнется работа Госдумы по всем направлениям, которые были перечислены в статье, будут вырабатываться документы, чтобы оформлять эти предложения в законодательные инициативы.
Председатель совета директоров компании «Маркон», экс-председатель комитета по потребительскому рынку общественной организации «Опора России» Сергей Рак воспринял предложение вытеснить западные товары административными мерами критически.
— Это очередное политиканство. Предприятия, принадлежащие упомянутым компаниям, уже, по сути, российские. Они работают здесь, платят налоги в наш бюджет, там трудятся российские сотрудники. Произведенные ими товары потребляют российские потребители. Видимо, авторы инициативы не понимают, что есть бренд, а есть производство и компании. Мы, кстати, работаем с той же «Кока-колой» и «Пепси-колой» и поэтому знаем, о чем говорим.
«СП»: — Оцените, пожалуйста, предложение Миронова с разных точек зрения.
— Если рассматривать предложения депутатов с точки зрения интересов бюджета, то они должны четко понимать, что иностранные компании платят в бюджет уж никак не хуже, чем российские. И чем крупнее компания, тем меньше у нее возможностей нелояльно относиться к нашему бюджету. Им есть что терять. «Серые схемы» не для них. Поэтому та же «Кока-кола», я уверен, исправный плательщик.
Кроме того, депутаты должны заботиться о рабочих местах. Иностранные компании, во-первых, создают таковые, а, во-вторых, создают их в высокотехнологичной сфере, привнося сюда западный опыт. Об этом, кстати, говорил и президент Путин.
Если смотреть с точки зрения потребителей… Людям нравится та же «Кока-кола». Именно она -лидер рынка. К сожалению, ни «Колокольчику», ни «Ситро» не удалось массово присутствовать в торговых сетях. Значит, американцы умеют достучаться до потребителей.
Например, «Кока-кола», чтобы получать качественную воду, построила сооружения, которые дают питьевую воду и для Москвы. У «Пепси-колы» тоже скважины, мощные системы очистки. Это действительно высокотехнологичные предприятия, на которые можно равняться.
«СП»: — Это неудивительно, ведь у этих компаний огромные средства, заработанные на рынках других стран. Они изначально в более выгодном положении в России по сравнению с нашими производителями…
— Как правило, интернациональные корпорации, когда они входят в страны и регионы, на первом этапе, несколько лет, а то и десятков лет, в основном, лишь вкладывают средства. Они долгое время не окупаются даже. Прибыль появляется потом.
«СП»: — Однако иностранные компании пришли на российский рынок не для благотворительности. Отбив вложения, они начинают вывозить прибыль из страны. А значит — эту прибыль не получат наши люди, которые могли бы сами зарабатывать на российском рынке…
— Весь вопрос в том, кто эти «наши люди». Если это мы с вами, все россияне, — это одно дело. А если владельцами предприятий будут люди, которые благодаря специальным условиям, созданным государством, благодаря устранению конкурентов, будут трясти деньги из нас — это совсем другое.
Нормальная ситуация — это когда отечественные и иностранные производители имеют равные возможности. Надо создать условия нашим производителям. Нужны кредиты, нужны возможности зайти в крупные торговые сети и т. п. Наши производители должны побить «Кока-колу» не благодаря административным запретам, а с помощью хорошего предложения: высоким качеством и привлекательной ценой.
Западные «монстры» интересны еще и тем, что они показывают: можно и здесь получать прибыль. Кроме того, они задают нам стандарты международного уровня. Те же «Макдональдс» и «KFC» задают стандарт в сфере фаст-фуда. Если предлагать рядом с ними российское, но оно ниже качеством, поэтому проиграешь однозначно. Та же картина и в других отраслях экономики. Если их сейчас выгнать, мол: мы научились, вы нам больше не нужны — можно опять отстать.
«СП»: — Какую, по вашему мнению, экономическую политику следовало бы вести государству?
— Задача государства — создать равные условия для конкуренции. Если государство будет финансировать, помогать, продвигать, поддерживать наш бизнес — хорошо. Но запрещать иностранцев не надо. Результаты импортозамещения все чувствуют на своем кармане. Те же наши сыры лучше не стали, но стали дороже.
Хорошим примером удачной мощной поддержки бизнеса государством является мясная отрасль. Получив нормальное финансирование, там смогли реализовать западные технологии на российской почве, поставить крупное производство. В результате доля российского мяса на рынке резко выросла. Но это все благодаря крупным госинвестициям.
В свою очередь владелец крупной подмосковной сыроварни Олег Сирота, поддерживает защиту отечественного рынка от иностранного производителя. При этом он напоминает, что сделать это России могут помешать обязательства, принятые в рамках ВТО.
— Все наши проблемы, в том числе те, из-за которых пришлось вводить продэмбарго, объясняются скоропалительным вступлением России в ВТО на кабальных условиях. По ряду позиций мы совершенно не выторговали себе прав на пошлины. Например, российские овощи, которые мы поставляем в Германию, облагаются 30-процентной пошлиной. А у нас немецкие овощи пошлиной не облагаются. Получилось, что мы находимся в состоянии неравной конкуренции с иностранными производителями. Это несправедливо.
Поэтому, то, что предлагают сейчас депутаты, действительно нужно. Но на самом деле следует действовать еще шире. России можно сделать простую вещь — выйти из ВТО. После чего начать в свободном режиме устанавливать пошлины в тех отраслях, которые мы хотим развивать. Нужно защищать свой рынок и создавать условия для работы внутри России. Если у нас будет нормальная протекционистская политика, то контрсанкции, продэмбарго нам будут не нужны. Достаточно запретительных пошлин и слабого рубля.
«СП»: — Это несколько противоречит доминирующему в нашем правительстве мнению о необходимости свободы торговли…
— Надо понимать, что протекционисткие меры применяются во всем мире. Сейчас их радостно внедряет президент Трамп. Приведу собственный пример. Попытавшись отправлять свою продукцию — сыр, в Германию, я просто измучился оформлять необходимые документы. Немцы вовсю защищают свой рынок очень жесткими санитарными нормами. Я хотел бы поставлять свой сыр в Европу, но пока не могу. Вот вам и свобода торговли.
Кстати, фактически ВТО уже развалилось. Когда две стороны машут такими санкциями… Американцы против всех правил ВТО ограничили России поставки оборудования. Мы им против всех правил отвечаем. Надо или крестик снять или трусы одеть. Пора признать, что ВТО развалена, выйти из нее и начать энергично защищать свой рынок нормальными пошлинами.
Сергей Аксенов